ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 14 февраля 1813 года родился выдающийся русский композитор Александр ДАРГОМЫЖСКИЙ.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 14 февраля 1813 года родился выдающийся русский композитор Александр ДАРГОМЫЖСКИЙ. Культ.Календарь

«Я не намерен снизводить музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» — Александр Даргомыжский.

В начале 1835 года в петербургском в доме М.И.Глинки появился молодой человек, оказавшийся страстным любителем музыки. Невысокий, внешне ничем не примечательный, он совершенно преображался за фортепиано, восхищая окружающих свободной игрой и великолепным чтением нот с листа. Это был Александр Даргомыжский, в скором будущем крупнейший представитель русской классической музыки.

В биографиях обоих композиторов немало общего. Раннее детство А.Даргомыжского прошло в имении отца неподалеку от Новоспасского М.Глинки, и его окружала та же природа и крестьянский уклад, что и более старшего коллегу. Но в Петербург он попал в более раннем возрасте, и это наложило свой отпечаток на художественные вкусы и определило интерес к музыке городского быта.

«Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизили нас. Мы скоро сошлись и искренно подружились. Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях», — писал А.Даргомыжский в автобиографической записке.

Он любил вокальное музицирование, до конца жизни занимался педагогикой. «Обращаясь постоянно в обществе певцов и певиц, мне практически удалось изучить как свойства и изгибы человеческих голосов, так и искусство драматического пения», — писал А.Даргомыжский. В молодости композитор нередко отдавал дань салонной лирике, однако даже в ранних романсах он соприкасался с главными темами своего творчества. Так бойкая водевильная песня «Каюсь, дядя» предвосхищает сатирические песни-сценки позднего времени; острозлободневная тема свободы человеческого чувства находит воплощение в балладе «Свадьба». В начале 1940-х годов он обратился к поэзии А.Пушкина, создав такие шедевры, как романсы «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Вертоград». Пушкинская поэзия помогала преодолевать влияние салонного чувствительного стиля, стимулировала поиск более тонкой музыкальной выразительности. Всё теснее становилась взаимосвязь слова и музыки, требовавшая обновления всех средств, и в первую очередь — мелодии. Музыкальная интонация, фиксирующая изгибы человеческой речи, помогала вылепить реальный, живой образ, а это вело к формированию в камерном вокальном творчестве новых разновидностей романса, например, лирико-психологических монологов — «Мне грустно», «И скучно, и грустно» на стихи М.Лермонтова, театрализованных жанрово-бытовых романсов-сценок — «Мельник» на стихи А.Пушкина.

Его опера «Русалка», над которой А.Даргомыжский работал с перерывами 10 лет, открыла новое направление в русском оперном искусстве. Это лирико-психологическая бытовая драма, где самыми замечательными страницами являются развернутые ансамблевые сцены, где сложные человеческие характеры вступают в остроконфликтные взаимоотношения и раскрываются с большой трагической силой. Первое представление «Русалки» в Петербурге вызвало интерес публики, однако высший свет не удостоил оперу своим вниманием, а дирекция императорских театров отнеслась к ней недоброжелательно. Ситуация изменилась в середине 1960-х годов, когда возобновленная под управлением Э.Направника, «Русалка» имела успех поистине триумфальный, отмеченный критикой как признак того, что «воззрения публики… радикально изменились». Отношение к А.Даргомыжскому стало иным. За минувшее десятилетие его авторитет в музыкальном мире сильно возрос, вокруг него объединилась группа молодых композиторов во главе с М.Балакиревым и В.Стасовым, и всё более крепла идея реформы оперного жанра. Её осуществлением стала опера «Каменный гость», над которой А.Даргомыжский работал несколько лет, — самое радикальное и последовательное воплощение сформулированного композитором художественного принципа: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово». А.Даргомыжский отказывается здесь от исторически сложившихся оперных форм и написал музыку на подлинный текст трагедии А.Пушкина.

«Могучие кучкисты» высоко ценили это произведение. В.Стасов писал о нём, как «о необыкновенном, выходящем из всех правил и из всех примеров сочинении», а в А.Даргомыжском видел композитора «необычайной новизны и мощи, который создал в своей музыке характеры человеческие с правдивостью и глубиной истинно шекспировской и пушкинской». «Великим учителем музыкальной правды» назвал Александра Даргомыжского Модест Мусоргский.

Романс Александра ДАРГОМЫЖСКОГО «Червяк» поёт Евгений НЕСТЕРЕНКО.

https://www.youtube.com/watch?v=eCBgd2k6kxA


Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.