ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 29 февраля 1792 года родился выдающийся итальянский композитор Джоаккино РОССИНИ.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 29 февраля 1792 года родился выдающийся итальянский композитор Джоаккино РОССИНИ. Культ.Календарь

«Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей;
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же; вечно новый.
Он звуки льет — они кипят.
Они текут, они горят.
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые…» — Александр Пушкин.

Среди выдающихся итальянских композиторов XIX века Д.Россини занимает особое место. Начало его творческого пути приходится на ту пору, когда оперное искусство Италии, ещё не так давно главенствовавшее в Европе, стало сдавать свои позиции. Опера-buffa тонула в бездумной развлекательности, а опера-seria вырождалась в ходульное и бессодержательное представление. Д.Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства ХIХ столетия. «Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Г.Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру».

В четырнадцать лет после нескольких лет бессистемных занятий музыкой и пением Джоаккино поступил в Болонский музыкальный лицей. Там будущий композитор обучался игре на виолончели, скрипке и фортепиано. Занятия по теории и композиции, интенсивное самообразование, увлечённое изучение музыки И.Гайдна и В.Моцарта позволило Д.Россини выйти из лицея профессиональным музыкантом, хорошо овладевшим композиторским мастерством.

Уже в самом начале творческого пути у Д.Россини особенно ярко проявилась склонность к музыкальному театру, и в те же 14 лет он написал свою первую оперу. С 1810 года он ежегодно сочиняет по несколько опер разных жанров, приобретая известность в широких оперных кругах и «завоёвывая» сцены ведущих итальянских театров – «Фениче» в Венеции, «Сан-Карло» в Неаполе И, наконец, «Ла Скала» в Милане.

1813 год стал переломным в его творчестве. Две поставленные в том году сочинения — onepa-buffa «Итальянка в Алжире» и героическая «Танкред» определили основные пути его дальнейшего творчества. Успех произведений был вызван не только превосходной музыкой, но и содержанием либретто, проникнутым патриотическими настроениями, столь созвучными национально-освободительному движению за воссоединение Италии, развернувшемуся в то время. Общественный резонанс, вызванный операми Д.Россини, создание по просьбе патриотов Болоньи «Гимна независимости», а также участие в демонстрациях борцов за свободу Италии — всё это привело к длительному негласному полицейскому надзору, который был установлен за композитором. Он же отнюдь не считал себя политически настроенным человеком и в одном из писем писал:

«Я никогда не вмешивался в политику. Я был музыкантом, и мне никогда не приходило в голову стать кем-либо другим, даже если я испытывал живейшее участие к тому, что происходило в мире, и особенно к судьбе своей родины».

Так или иначе, творчество Д.Россини быстро шло в гору и уже через 3 года достигает одной из вершин. В начале 1816 года в Риме состоялась премьера «Севильского цирюльника». Написанная всего за 20 дней, эта опера стала не только высочайшим достижением комедийно-сатирического гения Д.Россини, но и кульминационной точкой в почти столетнем развитии жанра оперы-buifa.

С «Севильским цирюльником» слава композитора вышла за пределы Италии. Блестящий россиниевский стиль освежил искусство Европы кипучей жизнерадостностью и искрящимся остроумием.

«Мой «Цирюльник» с каждым днём пользуется всё большим успехом, — писал Д.Россини, — и даже к самым заядлым противникам новой школы он сумел так подлизнуться, что они против своей воли начинают всё сильнее любить этого ловкого парня».

Затем стали появляться сочинения в других оперных жанрах: «Золушка». «Сорока-воровка», «Отелло», «Моисей», «Два озера»…и, наконец, «Вильгельм Тель», оказавший огромное влияние на последующее развитие жанра итальянской героической оперы в творчестве В.Беллини, Г.Доницетти и Д.Верди.

«Вильгельм Телль» завершил музыкально-сценическое творчество Д.Россини. Последовавшее за ним оперное молчание гениального маэстро, имевшего за плечами около 40 опер, современники называли загадкой века, окружая это обстоятельство всевозможными домыслами. Сам же композитор впоследствии писал:

«Насколько рано, едва созревшим юношей, я начал сочинять, настолько же рано раньше, чем кто-либо мог это предвидеть, я бросил писать. Так всегда бывает в жизни: кто рано начинает, должен, согласно законам природы, рано кончить».

Звучит увертюра к «Вильгельму Телю» на Дворцовой в Петербурге.

https://www.youtube.com/watch?v=W4MR_HM67Zg
Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.