«Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей;
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же; вечно новый.
Он звуки льет — они кипят.
Они текут, они горят.
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые…» — Александр Пушкин.
Среди выдающихся итальянских композиторов XIX века Д.Россини занимает особое место. Начало его творческого пути приходится на ту пору, когда оперное искусство Италии, ещё не так давно главенствовавшее в Европе, стало сдавать свои позиции. Опера-buffa тонула в бездумной развлекательности, а опера-seria вырождалась в ходульное и бессодержательное представление. Д.Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства ХIХ столетия. «Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Г.Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру».
В четырнадцать лет после нескольких лет бессистемных занятий музыкой и пением Джоаккино поступил в Болонский музыкальный лицей. Там будущий композитор обучался игре на виолончели, скрипке и фортепиано. Занятия по теории и композиции, интенсивное самообразование, увлечённое изучение музыки И.Гайдна и В.Моцарта позволило Д.Россини выйти из лицея профессиональным музыкантом, хорошо овладевшим композиторским мастерством.
Уже в самом начале творческого пути у Д.Россини особенно ярко проявилась склонность к музыкальному театру, и в те же 14 лет он написал свою первую оперу. С 1810 года он ежегодно сочиняет по несколько опер разных жанров, приобретая известность в широких оперных кругах и «завоёвывая» сцены ведущих итальянских театров – «Фениче» в Венеции, «Сан-Карло» в Неаполе И, наконец, «Ла Скала» в Милане.
1813 год стал переломным в его творчестве. Две поставленные в том году сочинения — onepa-buffa «Итальянка в Алжире» и героическая «Танкред» определили основные пути его дальнейшего творчества. Успех произведений был вызван не только превосходной музыкой, но и содержанием либретто, проникнутым патриотическими настроениями, столь созвучными национально-освободительному движению за воссоединение Италии, развернувшемуся в то время. Общественный резонанс, вызванный операми Д.Россини, создание по просьбе патриотов Болоньи «Гимна независимости», а также участие в демонстрациях борцов за свободу Италии — всё это привело к длительному негласному полицейскому надзору, который был установлен за композитором. Он же отнюдь не считал себя политически настроенным человеком и в одном из писем писал:
«Я никогда не вмешивался в политику. Я был музыкантом, и мне никогда не приходило в голову стать кем-либо другим, даже если я испытывал живейшее участие к тому, что происходило в мире, и особенно к судьбе своей родины».
Так или иначе, творчество Д.Россини быстро шло в гору и уже через 3 года достигает одной из вершин. В начале 1816 года в Риме состоялась премьера «Севильского цирюльника». Написанная всего за 20 дней, эта опера стала не только высочайшим достижением комедийно-сатирического гения Д.Россини, но и кульминационной точкой в почти столетнем развитии жанра оперы-buifa.
С «Севильским цирюльником» слава композитора вышла за пределы Италии. Блестящий россиниевский стиль освежил искусство Европы кипучей жизнерадостностью и искрящимся остроумием.
«Мой «Цирюльник» с каждым днём пользуется всё большим успехом, — писал Д.Россини, — и даже к самым заядлым противникам новой школы он сумел так подлизнуться, что они против своей воли начинают всё сильнее любить этого ловкого парня».
Затем стали появляться сочинения в других оперных жанрах: «Золушка». «Сорока-воровка», «Отелло», «Моисей», «Два озера»…и, наконец, «Вильгельм Тель», оказавший огромное влияние на последующее развитие жанра итальянской героической оперы в творчестве В.Беллини, Г.Доницетти и Д.Верди.
«Вильгельм Телль» завершил музыкально-сценическое творчество Д.Россини. Последовавшее за ним оперное молчание гениального маэстро, имевшего за плечами около 40 опер, современники называли загадкой века, окружая это обстоятельство всевозможными домыслами. Сам же композитор впоследствии писал:
«Насколько рано, едва созревшим юношей, я начал сочинять, настолько же рано раньше, чем кто-либо мог это предвидеть, я бросил писать. Так всегда бывает в жизни: кто рано начинает, должен, согласно законам природы, рано кончить».
Звучит увертюра к «Вильгельму Телю» на Дворцовой в Петербурге.