День рождения. Фредерик Шопен

День рождения. Фредерик Шопен Культ.Календарь

1 марта 1810 года родился великий Фредерик ШОПЕН

«Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен» — Святослав Рихтер.

По словам Антона Рубинштейна, «Шопен — это бард, рапсод, дух, душа фортепиано».

С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыке: её трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию, переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, всё то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций, у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке. Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Ф.Шопена претворились в высшую гармонию.

Его феноменальная музыкальная одарённость проявилась  уже в раннем детстве. В 6 лет Фредерик сочинил своё первое произведение — полонез, а в 7 лет впервые выступил как пианист. Общее образование Ф.Шопен получил в Лицее, а его формирование как музыканта-профессионала завершилось в Варшавской консерватории. Одарённость юного таланта проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Ф.Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все окружающие безошибочно узнавали конкретного человека.

Первыми композиторскими опытами Ф.Шопена стали опоэтизированные танцы польского быта, а также ноктюрны — миниатюры лирико-созерцательного характера. Вариации на тему «Дон Жуана» В.Моцарта встретили горячий отклик Р.Шумана, написавшего о них восторженную статью. Р.Шуману принадлежат также и следующие слова: «…Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». Два концерта стали высшим достижением раннего творчества Ф.Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора.

В 1831 году Ф.Шопен попадает в Париж. В этом кипучем центре художественной жизни молодой музыкант встретился с людьми искусства из разных стран Европы: Г.Берлиозом, Ф.Листом, Н.Паганини, В.Беллини, Д.Мейербером, Г.Гейне, А Мицкевичем, Жорж Санд, Э.Делакруа, написавшим замечательный портрет композитора.

По словам Ф.Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав всё-таки на своём знамени имя Моцарта». Как бы далеко ни ушёл Ф.Шопен в своём новаторстве, его творчество носило характер органичного развития традиции, как бы её волшебного преображения. Кумирами польского романтика были В.А.Моцарт и И.С.Бах.

К современной ему музыке Ф.Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. О своей музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

Венцом всего творчества Ф.Шопена стала его третья соната, в которой усилилась красочность, колористичность звучания. Смертельно больной композитор создал музыку, преисполненную света, восторженно-экстатического слияния с природой.

Звучит 2 часть Концерта №2 Фредерика ШОПЕНА.

Играет Лондонский симфонический оркестр.

Солист – Артур РУБИНШТЕЙН.

Дирижёр – Андре ПРЕВИН.

https://www.youtube.com/watch?v=Q_dSI0gVbp0

Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.