День рождения. Надежда Обухова

День рождения. Надежда Обухова Культ.Календарь

6 марта 1886 года родилась выдающаяся русская и советская певица Надежда ОБУХОВА.

Каждый спектакль с участием Надежды Андреевны казался торжественным и праздничным и вызывал всеобщий восторг. Обладая неповторимым по красоте тембра голосом, тонкой художественной выразительностью, совершенной вокальной техникой и артистизмом, Н.Обухова создала целую галерею сценических образов глубокой жизненной правды и гармонической законченности.

Владея изумительной способностью художественного перевоплощения, она умела находить для убедительности сценического образа необходимую окраску интонации и тонкую нюансировку. Естественность исполнения всегда сочеталась у неё с красотой звука и выразительностью слова.

Н.Обухова родилась в старинной дворянской семье.           

«Дед был прекрасным пианистом, — вспоминала Н.Обухова, — и я часами слушала в его исполнении Шопена и Бетховена». Именно дед,  Адриан Семёнович приобщил девочку к игре на рояле, к пению. Занятия шли успешно: в 12 лет маленькая Надя играла ноктюрны Шопена и симфонии Гайдна и Моцарта в четыре руки с дедушкой, терпеливым, строгим и требовательным. Адриан Семёнович очень боялся, как бы и внучки не заболели туберкулезом и потому в 1899 году привез их в Ниццу.

«Я с детства любила петь, — рассказывала Н.Обухова. — И моей заветной мечтой всегда было учиться пению. Я поделилась моими мыслями с дедушкой, он отнёсся к этому очень одобрительно и сказал, что сам уже об этом думал. Он начал наводить справки о профессорах пения, и ему сказали, что лучшей преподавательницей в Ницце считается мадам Липман, ученица знаменитой Полины Виардо. Мы с дедушкой поехали к ней, она жила на бульваре Гарнье, в своей маленькой вилле. Мадам Липман встретила нас приветливо, и когда дедушка рассказал ей о цели нашего прихода, она очень заинтересовалась и обрадовалась, узнав, что мы русские.

После пробы она нашла, что голоса у нас хорошие, и согласилась заниматься с нами. Но она не сразу определила у меня меццо-сопрано и сказала, что в процессе работы будет видно, в какую сторону будет развиваться мой голос — вниз или вверх».

После смерти дедушки Надежда с сестрой Анной возвратились на родину. Дядя Надежды, Сергей Трофимович занимал должность управляющего театрами. Он обратил внимание на редкие качества голоса племянницы, на её пристрастие к театру и способствовал, чтобы Надежду приняли в Московскую консерваторию. Ещё продолжая учиться, Н.Обухова поехала в 1912 году на пробу в Петербург, в Мариинский театр. Здесь она спела под псевдонимом Андреева. На следующее утро молодая певица прочитала в газете, что на пробе голосов, состоявшейся в Мариинском театре, выделились только три певицы: Окунева, драматическое сопрано, ещё кто-то, кого она не запомнила, и Андреева, меццо-сопрано из Москвы.

До 1916 года, когда певица поступила в Большой театр, она много концертировала по всей стране. В Большом театре Н.Обухова дебютировала партией Полины в «Пиковой даме» П.Чайковского. Более двадцати пяти партий спела она на сцене Большого, и каждая из них — жемчужина отечественного вокально-сценического искусства. Её исполнительство было согрето глубоким человеческим чувством и яркой эмоциональностью. Певческое дыхание как средство художественной выразительности лилось ровной, плавной и спокойной струей, находя ту форму, которую певец должен создать для украшения звука. Голос звучал во всех регистрах ровно, насыщенно, ярко. Великолепное пиано, без всякого напряжения форте, выразительность слова — всё было направлено на раскрытие идеи произведения, музыкальной и психологической характеристики.

Такую же славу, как на оперной сцене, Н.Обухова завоевала и как камерная певица. Исполняя разнообразные музыкальные произведения певица проявляла, также как и в оперном исполнительстве, тонкое чувство стиля и исключительную способность художественного перевоплощения. Кто слышал Надежду Андреевну в оперном спектакле или концерте, тот на всю жизнь оставался горячим почитателем её лучезарного искусства. Такова сила её таланта! Обычно век вокалистов короток. Но Надежда Обухова и в семидесятипятилетнем возрасте, выступая в концертах, поражала слушателей чистотой и душевностью неповторимого тембра своего меццо-сопрано.

«Что это сердце» — поёт Надежда ОБУХОВА.

https://www.youtube.com/watch?v=t1oD2IGi0Z0&t=5s

Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.