День рождения. Александр Гольденвейзер

День рождения. Александр Гольденвейзер Культ.Календарь

10 марта 1875 года родился выдающийся русский и советский пианист и педагог Александр ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР.

Крупнейший педагог, талантливый исполнитель, композитор, музыкальный редактор, критик, литератор, общественный деятель — во всех этих качествах на протяжении многих десятилетий с успехом выступал Александр Борисович Гольденвейзер. Ему всегда было свойственно неустанное стремление к знанию. Это касалось и самой музыки, в которой его эрудиция не знала границ, это касалось и других областей художественного творчества, это касалось, в конце концов, и самой жизни в разных её проявлениях. Жажда знаний, широта интересов привели его в Ясную Поляну ко Льву Толстому, заставляли его с одинаковым энтузиазмом следить за литературными и театральными новинками, за перипетиями матчей за мировую шахматную корону. «Александр Борисович всегда живо интересуется всем новым в жизни, литературе и музыке. — Писал С.Фейнберг в год 85-летия А.Гольденвейзера. —  Однако, будучи чужд снобизма, какой бы области это ни касалось, он умеет найти, несмотря на быструю смену модных течений и увлечений, непреходящие ценности — всё важное и существенное».

Будучи одним из основоположников советской пианистической школы А.Гольденвейзер олицетворял собой плодотворную связь времён, передавая новым поколениям заветы своих современников и учителей. На протяжении долгих лет ему пришлось встречаться со многими музыкантами, композиторами, писателями, которые оказали значительное влияние на его творческое формирование.

Детство.

 «Свои первые музыкальные впечатления, — вспоминал А.Гольденвейзер, — я получил от матери. Мать моя не обладала выдающимся музыкальным дарованием, в детстве она некоторое время брала в Москве уроки фортепианной игры… Она также немного пела. У неё был отличный музыкальный вкус. Она играла и пела Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Мендельсона. Отца по вечерам часто не бывало дома, и, оставаясь одна, мать целыми вечерами музицировала. Мы, дети, часто слушали её, а ложась спать, привыкли засыпать под звуки её музыки».

Позднее была учёба в Московской консерватории, которую он окончил как пианист и композитор. Ещё в студенчестве А.Гольденвейзер сыграл свой первый сольный концерт в Москве. Композиторским мастерством музыкант овладевал под руководством М.Ипполитова-Иванова, А.Аренского, С.Танеева. Каждый из этих прославленных педагогов так или иначе обогатил художественное сознание молодого музыканта, но занятия у С.Танеева и впоследствии близкое личное общение с ним оказали на молодого человека наибольшее влияние.

Ещё одна знаменательная встреча:

«В январе 1896 года счастливый случай ввёл меня в дом Л.Н.Толстого. Постепенно я стал близким к нему человеком до самой его смерти. Влияние этой близости на всю мою жизнь было громадно. Как музыканту, Л.Н. впервые раскрыл мне великую задачу приближения музыкального искусства к широким массам народа».

В своей практической деятельности концертанта А.Гольденвейзер ещё в предреволюционные годы стремился быть музыкантом-просветителем, привлекая к музыке демократические круги слушателей. Он устраивал концерты для рабочей аудитории, выступая в доме Российского общества трезвости, в Ясной Поляне проводил своеобразные концерты-беседы для крестьян, преподавал в Московской народной консерватории.

Эта сторона деятельности А.Гольденвейзера получила существенное развитие в первые годы после октябрьской революции, когда он на протяжении нескольких лет возглавлял музыкальный совет, организованный по инициативе А.Луначарского:

 «В конце 1917 года я узнал, что при „рабочем кооперативе»… организовался „неторговый» отдел. Этот отдел начал заниматься устройством лекций, концертов, спектаклей для обслуживания широких масс населения. Я отправился туда и предложил свои услуги. Постепенно дело разрослось. Впоследствии эта организация перешла в ведение Моссовета и была передана Московскому отделу народного образования и существовала до 1921 года. У нас образовались отделы: музыкальный (концертный и образовательный), театральный, лекционный. Я возглавлял концертный отдел, в работе которого участвовал ряд видных музыкантов. Мы организовали концертные бригады. В моей бригаде участвовали Н.Обухова, В.Барсова, Н.Райский, Б Сибор, М.Блюменталь-Тамарина и др… Наши бригады обслуживали заводы, фабрики, красноармейские части, учебные заведения, клубы. Мы ездили в самые отдаленные районы Москвы — зимой на розвальнях, а в тёплое время — на ломовых полках; выступали порой в холодных, нетопленных помещениях. Тем не менее работа эта давала всем участникам большое художественное и моральное удовлетворение. Аудитория живо реагировала на исполнявшиеся произведения; по окончании концерта задавали вопросы, подавали многочисленные записки…»

Более полувека продолжалась педагогическая деятельность пианиста. Ещё в студенческие годы он начал преподавать в Московском сиротском институте, затем стал профессором консерватории при Московском филармоническом обществе. В 1906 году А.Гольденвейзер навсегда связал свою судьбу с Московской консерваторией. Здесь он воспитал более 200 музыкантов. Имена многих его учеников широко известны — С.Фейнберг, Г.Гинзбург. Р.Тамаркина, Т.Николаева, Д.Башкиров, Л.Берман, Д.Благой, Л.Сосина…

Как писал С. Фейнберг, «Гольденвейзер сердечно и внимательно относился к своим ученикам. Он прозорливо провидел судьбу молодого, еще не окрепшего таланта. Сколько раз мы убеждались в его правоте, когда в юном, казалось бы, незаметном проявлении творческой инициативы он угадывал еще не раскрытое большое дарование». Характерно, что воспитанники проходили у Гольденвейзера весь путь профессиональной подготовки — от детских лет до аспирантуры». 

https://www.youtube.com/watch?v=E29AKGQFQDA

Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.