12 марта 1937 года родился замечательный оперный певец Зураб СОТКИЛАВА.
Имя певца известно всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролировал с неизменным успехом. Его красота и сила голоса захватывали, а благородная манера, высокое мастерство, и главное, эмоциональная самоотдача, которая сопровождала каждое выступление артиста и на театральной сцене и на концертной эстраде, впечатляли.
Он родился в Сухуми.
«Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, — говорил З.Соткилава. — Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».
В детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Одно время был даже капитаном молодёжной сборной Грузии. А через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо».
«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, — вспоминал певец. — Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции… На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее».
«Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, — продолжает З.Соткилава, — которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения её словам не придавал, но всё-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Но тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьёз я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». Через год я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят».
В Тбилисскую консерваторию З.Соткилава пришёл как баритон, но вскоре профессор Д.Андгуладзе исправил ошибку — конечно, у нового студента был великолепный лирико-драматический тенор. После консерватории З.Соткилава почти 10 лет пел в Грузинском театре оперы и балета. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году З.Соткилаву отправили на стажировку в миланский «Ла Скала».
В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: З.Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года — новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных международных конкурсов — имени П.И.Чайковского: певец был удостоен второй премии.
В конце 1973 года З.Соткилава дебютировал на сцене Большого театра.
«На первый взгляд, — вспоминал он, — может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошёл в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной».
Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несло людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. С 1987 года Зураб Лаврентьевич вёл класс сольного пения в Московской консерватории.