Огромное влияние на развитие блестящих способностей Карла Давыдова имел его старший брат Август, человек редкого ума, образования и доброты. К.Давыдов учился охотно, науки давались ему легко; отчасти по врожденному влечению, отчасти из подражания брату, который в то время уже занимал профессорскую кафедру прикладной математики. К.Давыдов при поступлении в Московский университет избрал физико-математический факультет, который он блестяще и окончил со степенью кандидата математических наук. Одновременно с этим он усердно занимался музыкой. Специальностью своей он избрал виолончель и очень скоро достиг прекрасных результатов; кроме того, он недурно играл на фортепьяно, а также с увлечением занимался композицией. Желание совершенствоваться побудило его отправиться в Лейпциг, тогда главный центр музыкальной жизни Германии.
Однажды К.Давыдова пригласили в один дом в качестве простого гостя на музыкальный вечер, на котором должны были исполнять трио знаменитые в то время музыканты. Но внезапная болезнь виолончелиста грозила расстроить трио, и К.Давыдов, чтобы выручить хозяев, предложил свои услуги. Он сыграл виолончельную партию в трио и несколько пьес соло с необыкновенным успехом, сильно поразившим его самого. Все присутствующие были в восторге от его мастерской техники, сильного, красивого тона и благородной, полной поэзии и глубины фразировки. Настоятельные советы компетентных лиц выступить публично произвели впечатление на К.Давыдова. Приехав на лето домой в Москву, он написал свой первый концерт для виолончели, посвящённый отцу. По возвращении осенью в Лейпциг, он сыграл его в кружке местных музыкантов и немедленно был приглашён выступить в одном из симфонических собраний. Его ждал огромнейший успех, и вскоре он получил место первого виолончелиста в оркестре этих собраний, а кроме того с блестящим успехом совершил концертную поездку по Германии.
22-х лет от роду он был приглашён в Лейпцигскую консерваторию в качестве профессора игры на виолончели. Громкая известность и почётные отличия, сразу выпавшие на долю молодого русского музыканта в такой богатой музыкальными талантами стране, как Германия, могли быть заслужены только выдающимся дарованием, каким и обладал К.Давыдов.
В 1862 году Карл Юльевич был приглашён в Петербургскую консерваторию, и с этой поры началось его ревностное служение делу развития музыкального искусства в России. К тому же, он много сочинял.
Исключительное по важности значение имела деятельность К.Давыдова для Императорского русского музыкального общества начиная с 1876 года, когда он был назначен директором консерватории. Он полагал, что прямая задача русской консерватории это прежде всего подготовить умелых и солидно подготовленных педагогов, которые могли бы своей игрой и преподаванием содействовать усилению настоящей любви к музыке и распространению прогрессивных методов обучения ей в России. К.Давыдов с гордостью говорил, что где бы ему ни приходилось бывать в России, он везде находил учеников Петербургской консерватории, своих учеников, которые честно служили родному искусству.
«Фантазия на русские темы» для виолончели с оркестром звучит в исполнении камерного оркестра «Musica Viva».
Солист и дирижёр – Александр РУДИН.