ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 15 марта 1918 года родилась выдающаяся певица Зара ДОЛУХАНОВА.
Зара Долуханова – одна из ярчайших и неповторимых звёзд «бельканто ХХ века». На протяжении десятилетий она была кумиром – любимой и обожаемой певицей в СССР и России. Для неё писали С.Прокофьев, Д.Шостакович, Р.Щедрин и другие композиторы-современники. Певица уже при жизни вошла в историю вокального исполнительства: её называли «Полиной Виардо ХХ века». Репертуар З.Долухановой был поистине необъятен. Он охватывал произведения композиторов разных эпох и стран, созданных не только для редкого колоратурного меццо-сопрано, но и для сопрано. З.Долуханова долгое время преподавала в Институте имени Гнесиных (в Академии), где воспитала немало талантливых учеников.
З.Долуханова родилась в Москве, окончила музыкальный техникум имени Гнесиных. Вокальные данные она унаследовала от матери, обладавшей редким по красоте голосом. Маленькую Зару сначала учили играть на рояле и скрипке. Но у неё довольно рано обнаружился красивый голос, и пение стало главным в её жизни.
Творческая карьера З.Долухановой началась в 1939 году успешными выступлениями в Москве на декаде армянского искусства. В 21 год она стала солисткой Ереванского театра оперы и балета, где исполняла ведущие партии для меццо-сопрано.
Но опера всё же не стала ее стихией, в 25 лет она оставила оперный театр. Всем было ясно, что З.Долуханова сформировавшийся блестящий мастер и её призвание – камерная концертная сцена. И на этом поприще она оставила эталонные образцы исполнения камерной музыки. З.Долуханова обладала даром притягивать к себе сердца слушателей: каждая её пластинка становилась событием, концерты собирали толпы. Она записала более 50 пластинок и давала концерты в лучших залах мира.
Её первые выходы на сцену приветствовал Сергей Прокофьев. Когда она спела песню мальчика «Ныряет месяц в облака» из оратории «На страже мира», композитор был в восторге: «У неё голос звучит, как кларнет, – так же чисто и прозрачно!»
Певица, влюбившись в музыку С.Прокофьева, подготовила целую программу из его сочинений. Но, увы, автора уже не было в живых. Вот как рассказывала об их творческом союзе сама певица:
«На первом концерте в Ленинграде публика, к сожалению, оказалась не готова к сложной музыке Прокофьева: она знала меня по классике – Глинке, Чайковскому, Шуману… В конце первого отделения кто-то даже прислал из зала записку: зачем вы тратите свой голос на эти ненужные вещи? Но меня это только раззадорило. И в конце, когда слушатели потребовали бисов, я спела им… опять Прокофьева! И знаете, победа осталась за мной – в следующий мой приезд в Ленинград, уже с классической программой, я получала из зала записки: «Прокофьева спойте!».
Помимо музыки З.Долуханова серьёзно увлекалась живописью. Её полотна такие же яркие, как и вокальные работы, хотя эта сторона творчества певицы оставалась в тени её музыкального дара.