ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 25 марта 1867 года родился выдающийся итальянский оперный дирижёр Артуро ТОСКАНИНИ.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 25 марта 1867 года родился выдающийся итальянский оперный дирижёр Артуро ТОСКАНИНИ. Культ.Календарь

Целая эпоха в дирижёрском искусстве связана с именем этого музыканта. Почти семьдесят лет он стоял за пультом, являя миру непревзойдённые образцы интерпретации произведений всех времен и народов. Фигура Артуро Тосканини стала символом преданности искусству. Он был подлинным рыцарем музыки, не знавшим компромиссов в своём стремлении достигнуть идеала.

О нём написано немало страниц и писателями, и музыкантами, и критиками, и журналистами. И все они, определяя основную черту в творческом облике великого дирижёра, говорят о его бесконечном стремлении к совершенству. Никогда он не был удовлетворён ни собой, ни оркестром. Концертные и театральные залы буквально содрогались от восторженных оваций, в рецензиях его награждали самыми превосходными эпитетами, но для маэстро взыскательным судьей была только его музыкантская совесть, которая не знала успокоенности.

Своё дирижёрское призвание А.Тосканини определил сравнительно рано. Музыкальные способности Артуро привели его в Пармскую консерваторию, где он учился по классу виолончели. А через год после окончания консерватории состоялся дирижёрский дебют. В 1886 году он дирижировал оперой «Аида» в Рио-де-Жанейро. Триумфальный успех привлёк к имени А.Тосканини внимание музыкантов и музыкальных деятелей. Вернувшись на родину, молодой дирижёр некоторое время работал в Турине, а затем возглавил миланский «Ла Скала». Постановки, осуществленные им в этом оперном центре Европы, принесли ему мировую славу. Семь лет работал А.Тосканини в «Метраполитен-опера». Но впоследствии он как-то не особенно похвально отзывался об этом театре.

Затем снова Италия, снова театр «Ла Скала» и многочисленные выступления в симфонических концертах. Но к власти пришли молодчики Муссолини. Дирижёр открыто проявлял свою неприязнь к фашистскому режиму. «Дуче» он называл свиньей и убийцей. В одном из концертов он отказался исполнить фашистский гимн. И только боязнь мирового общественного мнения помешала итальянскому диктатору применить по отношению к выдающемуся музыканту репрессии.

Жизнь в фашистской Италии стала нестерпимой для А.Тосканини. На долгие годы покидает он родные края. Переехав в США, он стал во главе вновь созданного симфонического оркестра «Национальной радиовещательной корпорации» — «Эн-би-си». В Европу и Южную Америку он выезжал лишь на гастроли.

Способность А.Тосканини охватывать новые произведения была уникальной. Его память вызывала удивление многих музыкантов. Ферруччо Бузони как-то заметил: «…Тосканини обладает феноменальной памятью, пример которой трудно найти во всей музыкальной истории… Он только что ознакомился с труднейшей партитурой Дюка — «Ариана и Синяя борода» и на следующее утро назначает первую репетицию наизусть!..»

Каждая репетиция Артуро Тосканини — это подвижнический труд. Он не знал никакой жалости ни к себе, ни к оркестрантам. Так было всегда: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости. Он негодовал, кричал, умолял, рвал на себе рубаху, ломал палочку, заставлял музыкантов вновь повторять одну и ту же фразу. Этот внутренний импульс дирижёра незримыми путями передавался каждому исполнителю. Великий артист умел «настраивать» души музыкантов. И в этом единении людей, преданных искусству, рождалось совершенное исполнение, о котором всю жизнь мечтал Артуро Тосканини.

Фрагмент Пятой симфонии Людвига ван БЕТХОВЕНА звучит в исполнении оркестра Нью-Йоркского радио под руководством маэстро Артуро ТОСКАНИНИ.

https://www.youtube.com/watch?v=fzwl65LPLR4

Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.