«…Я её полюбил, как женщину. Только много лет спустя я узнал, что во французском языке слово «виолончель» — мужского рода. Я был потрясён! Если бы я об этом узнал, когда приобщался к музыке, неизвестно, какой бы инструмент я выбрал» — Мстислав Ростропович.
Однажды, взяв её в руки, он не расставался с ней всю свою жизнь. Дмитрий Шостакович говорил, что Мстислав Ростропович — это «целая эпоха виолончельного искусства».
М.Ростропович родился в Баку. Когда ему было 4 года, семья переехала в Москву. В четыре года он впервые сыграл на пианино, а знакомство с виолончелью произошло позже, примерно в 10 лет. В 13 лет он уже профессионально играл на ней. Начинал учиться в школе имени Гнесиных. Во время войны семье пришлось уехать в Оренбург. Будущий виолончелист оттачивал мастерство у композитора Михаила Чулаки и дирижёра Бориса Хайкина, начал сочинять музыку. Далее произошло важное событие – Мстислав был включён в отчётный концерт в качестве композитора, виолончелиста и пианиста. Это был настоящий успех, о его прекрасном исполнении писали в местных газетах и стали приглашать на другие концерты.
В 1943 году семья вернулась в Москву, и М.Ростропович поступил в консерваторию. Таланты Мстислава были сразу же замечены виолончелистом Семёном Козолуповым, в классе которого он учился. Одарённость музыканта была настолько очевидна, что его со второго курса перевели сразу на пятый. Позже он стал аспирантом и был принят как солист в Московскую филармонию. Также он успешно участвовал во многих международных конкурсах, получил государственные премии и почётные звания. Д.Шостакович всегда поддерживавший своего друга и высоко ценивший его талант, писал: «Я приравниваю труд Ростроповича к самому высокому созиданию, к труду выдающегося учёного, или собирателя, или поэта. Его горячая влюбленность в музыку охватывает самые различные стили и эпохи».
М.Ростропович настолько блестяще играл, что его манера исполнения вдохновляла крупнейших композиторов на создание новых шедевров. Насчитывается более 100 произведений для виолончели, написанных специально для него. Среди авторов и Д.Шостакович, и А.Хачатурян, и О.Мессиан и многие-многие другие.
В 1955 году Мстислав Ростропович женился на Галине Вишневской. Молодые люди поженились на пятый день знакомства. Вместе они прожили счастливую жизнь в любви и понимании. Они часто выступали вместе, могли не репетировать, всё время импровизировали, их совместные выступления были прекрасны, на сцене это был союз двух невероятно талантливых людей.
У них родились две дочери – Ольга и Елена. Также как и его отец, М.Ростропович сам с ранних лет обучал дочерей музыке. Когда писатель Александр Солженицын подвергся гонению со стороны советской власти, семья Ростроповичей приютила его у себя в доме.
«О Солженицыне мы не упоминали вообще, разве что шёпотом, в ванне, когда бежала вода. Мне и сестре в очень раннем возрасте родители сказали, что у нас будет жить писатель Александр Исаевич, и что если найдут хоть одну его книгу, – посадят в тюрьму на всю жизнь», — вспоминала Ольга Ростропович.
В 1970 году М.Ростропович написал открытое письмо, в котором заступился за А.Солженицына. Далее наступило сложное время в жизни музыканта и его семьи. Власть препятствовала проведению его концертов, запрещала гастролировать, и в конечном итоге, случилось самое ужасное – в 1974 году их семью выслали из СССР, а в 1978 году лишили гражданства. Впоследствии, Мстислав Леопольдович говорил, что ничуть не жалеет о написанном письме, главное, что после этого его совесть чиста.
Семья Ростроповичей покинула СССР и жила в США. М.Ростропович получал приглашения на выступления от лучших оркестров Франции, Великобритании, Германии, Японии и многих других стран. Он активно выступал и как исполнитель, и как дирижёр, и много преподавал…
«Pezzo capriccioso” Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО играет Мстислав РОСТРОПОВИЧ и Английский камерный оркестр.
Дирижёр – Бенджамин БРИТТЕН.