Весной 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала Петру Ильичу взять «Евгения Онегина» А.С.Пушкина в качестве сюжета для оперы. Поначалу эта мысль показалась П.Чайковскому абсурдной. Он заявляет, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея его захватывает, и он вскоре так увлёкся ею, что в одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский преклонялся перед Пушкиным. Его знание жизни, характера русского человека, тонкое понимание русской природы, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение. Либретто было им написано в сотрудничестве с К.Шиловским. Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский, — П.Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».
В письме к С.Танееву П.Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».
«Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы. П.Чайковский волновался за судьбу своей оперы, в которой не было традиционных сценических эффектов, а исполнение требовало максимальной простоты и искренности. Поэтому он решил поручить первое её исполнение молодежи — студентам Московской консерватории. После премьерного успеха опера была поставлена на сценах Большого и Мариинского театров и стала одним из самых популярных произведений.
Рене ФЛЕМИНГ и Дмитрий ХВОРОСТОВСКИЙ поют финальную сцену оперы.
За пультом – Валерий ГЕРГИЕВ.