«Лядов скромно отвёл себе область миниатюры — фортепианной и оркестровой — и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нём действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике» — Борис Асафьев.
А.Лядов проявил себя как талантливейший композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. В основе его творчества лежат образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики. Для него характерна созерцательная лирика, тонкое ощущение природы; в его произведениях встречаются элементы жанровой характеристичности и комизма. Большое внимание А.Лядов уделял совершенствованию художественной формы: непринужденность, простота и изящество, стройная соразмерность — вот его высшее критерии художественности. Идеалом ему служило творчество М.Глинки и А.Пушкина. Он подолгу обдумывал во всех подробностях создаваемые им произведения и потом записывал сочинённое начисто, почти без помарок.
Творчество А.Лядова невелико по объему, кантата, 12 сочинений для симфонического оркестра, 18 детских песен на народные слова, 4 романса, около 200 обработок народных песен, несколько хоров, 6 камерно-инструментальных сочинений, свыше 50 пьес для фортепиано.
Отец Анатолия Константиновича был дирижёром Мариинского театра, и сын имел возможность слушать в концертах симфоническую музыку, часто бывать в оперном театре на всех репетициях и спектаклях.
«Глинку он любил и знал наизусть…На сцене он участвовал в шествиях и толпе, а приходя домой, изображал перед зеркалом Руслана или Фарлафа. Певцов, хора и оркестра он наслушался вдосталь», — вспоминал Н.Римский-Корсаков.
Музыкально одарённый одиннадцатилетний Анатолий поступил в Петербургскую консерваторию, правда за пропуски занятий и недисциплинированность был исключён. Но позже вторично всё-таки поступил в неё и окончил.
В середине 1870-х годов он познакомился с членами балакиревского кружка. Вот что писал М.Мусоргский о первой встрече с ним: «…Появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант…»
Насущной потребностью его творческой натуры было размышление. «Клюйте из книги то, что Вам нужно, и развивайте это на свободе, и тогда Вы узнаете, что значит думать», — писал он позже одному из своих друзей.
В 1878 году А.Лядов становится педагогом Петербургской консерватории, а с середины 1880-х преподаёт и в Певческой капелле. В это же время он начал дирижёрскую деятельность. Его дирижёрские качества высоко ценили Н.Римский-Корсаков, А.Рубинштейн, Г.Ларош.
В конце ХIХ века А.Лядов с увлечением занимался обработкой народных песен, собранных экспедициями Географического общества. А к началу XX века он стал одним из ведущих и авторитетных русских музыкантов. В консерватории у него учились С.Прокофьев, Н.Мясковский, Б.Асафьев.
После увольнения из консерватории в 1905 году Н.Римского-Корсакова он вместе с А.Глазуновым заявил о своём выходе из состава её профессоров.
Последние годы жизни композитора были омрачены горечью утрат. А.Лядов очень остро и тяжело переживал потерю друзей-коллег-соратников, сам перенёс тяжелую болезнь, от которой уже не смог оправиться.
«Музыкальную табакерку» Анатолия ЛЯДОВА играет Президентский оркестр РФ.
Дирижёр — Дмитрий БАРСУКОВ.