ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 16 июня 1873 года родилась выдающаяся русская и советская певица Антонина НЕЖДАНОВА.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 16 июня 1873 года родилась выдающаяся русская и советская певица Антонина НЕЖДАНОВА. Культ.Календарь

Детство Антонины прошло под звуки музыки. Пели и её родители, и приходящие в гости друзья, и крестьяне украинского села под Одессой, где она родилась. Пела и она сама. В семь лет уже солировала в сельском хоре, собирая восторженные отзывы соседей.

Окончив гимназию, она получила место учительницы в Одесском девичьем училище. А.Нежданова мечтала профессионально заниматься музыкой, регулярно посещала театр, оперу, пела в гостях у друзей. Не всегда эти выступления доставляли ей радость:

«Однажды на вечере у знакомых, где присутствовал один из приезжих столичных артистов, я спела какой-то романс и была страшно огорчена, услышав от артиста, что голос у меня хороший, но петь я не умею».

Одесские друзья посоветовали Антонине не сдаваться и ехать в Москву, чтобы попробовать поступить в консерваторию. К сожалению, свободных мест не было. Однако знаменитый итальянский преподаватель, профессор Мазетти в виде исключения принял А.Нежданову в свой класс.

«Это будет чаровница», — сказал он после прослушивания.

Как вспоминает сама певица:

«Благодаря настойчивости и усидчивой работе мне удалось сделать очень многое — в конце учебного года сказались большие успехи в моём пении. Голос мой окреп, повысился в тесситуре и увеличился в силе и объёме. Высокие ноты прибавлялись не сразу, а по одной-две ноты в течение года. К концу первого учебного года появилось у меня си. Второй и третий год я дошла до высокого ми, а когда я стала уже артисткой Большого театра, появились у меня фа и фа-диез — предельные ноты для колоратурного сопрано, которые были необходимы для исполнения арии Царицы ночи из «Волшебной флейты». Услышав, как увеличился мой голос и в диапазоне, и в силе, какую я приобрела технику, все говорили:

«Теперь это не одна Нежданова, а десять».

Она стала первой ученицей консерватории, ей аккомпанировал преподававший там Александр Скрябин, который очень любил её голос. Любил его и Сергей Рахманинов. Позднее он посвятил А.Неждановой свой гениальный «Вокализ», и на вопрос певицы, почему в нём нет слов, он сказал:

«Ваш голос выразит всё лучше, чем слова».

«Начало моей деятельности в Большом театре как артистки оказалось вполне удачным. Режиссёры театра стали часто меня назначать петь в опере «Иван Сусанин», кроме того, прибавились ещё партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила», Джульетты в опере «Ромео и Джульетта». Во второй половине сезона 1902-03 года я пела в тех же спектаклях и учила партию Маргариты из оперы «Фауст».

Революцию А.Нежданова встретила с энтузиазмом:

«Теперь нам, артистам, приходилось завоёвывать любовь и популярность у нового слушателя, у нового зрителя… Помню первые концерты в клубах для рабочих: слушать какую-нибудь арию из оперы, или романс, или монолог из драмы им часто было неинтересно. Как-то В.И.Качалов в одном из таких концертов в антракте спросил у кого-то из публики, нравится ли ему концерт, на что тот искренне, простосердечно ответил: «Ничего, терпим!» В концертах для рабочих я старалась петь по возможности простые произведения, но не раз замечала, что колоратурные вещи, пассажи, стаккато, трели вызывали смех; слушатели, не стесняясь, хохотали во время исполнения «арии с колокольчиками» из оперы «Лакме», вероятно, думая, что голосом выделываются какие-то акробатические фокусы специально, чтобы смешить. Только «Соловей» Алябьева вызывал восторг».

Редкий кинокадр с участием Антонины НЕЖДАНОВОЙ (1938 год). Ей аккомпанирует Николай ГОЛОВАНОВ.

https://www.youtube.com/watch?v=Ta_-kn1rVUc

Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.