«Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям… В нём уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников» — Борис Асафьев.
Есть композиторы, их немного, обретшие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Один из них Александр Алябьев — автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А.Дельвига. Этот романс поют во всём мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М.Глинки, А.Дюбюка, Ф.Листа, А.Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Но помимо «Соловья» А.Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое — романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама «Кавказский пленник» по А.Пушкину.
Судьба А.Алябьева драматична. Долгие годы он был оторван от музыкальной жизни столичных городов, жил и умер под гнётом тяжкого, несправедливого обвинения в убийстве, которое сломало его жизнь на пороге сорокалетия.
Вначале всё складывалось удачно. Детские годы прошли в Тобольске, губернатором которого был отец А.Алябьева, человек просвещенный, либеральный, большой любитель музыки. В 1796 году семья переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьёзные занятия музыкой.
С 1804 года А.Алябьев жил в Москве. Здесь были изданы его первые сочинения — романсы, фортепианные пьесы. В романтической душе молодого композитора особый отклик находила тогда сентиментальная поэзия В.Жуковского, позже уступившая место стихам А.Пушкина, А.Дельвига, поэтов-декабристов, а в конце жизни — Н.Огарёва.
Отечественная война 1812 года отодвинула музыкальные интересы на второй план. А.Алябьев пошёл добровольцем в армию, сражался вместе с легендарным Денисом Давыдовым, был ранен, награждён двумя орденами и медалью. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры, но, не испытывая рвения к ней, он вышел в отставку. Живя попеременно в Москве и Петербурге, он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В 1823 году в Петербурге и Москве с большим успехом состоялась постановка его первой оперы «Лунная ночь, или Домовые». В 1825 году случилась беда: во время карточной игры в доме Алябьева произошла крупная ссора, один из её участников вскоре скоропостижно скончался. Странным образом в этой смерти обвинили А.Алябьева и после трехлетнего судебного разбирательства сослали в Сибирь. Начались многолетние скитания: Тобольск, Кавказ, Оренбург, Коломна.
«…Твоя воля отнята,
Крепко клетка заперта,
Ах, прости, наш соловей,
Голосистый соловей…» — писал А.Дельвиг.
Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния. В ссылке А.Алябьев организовал хор, выступал в концертах. Переезжая с одного места на другое, он записывал песни народов России — кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские, использовал их напевы и интонации в своих романсах. Он писал музыку даже в тюрьме: находясь под следствием, создал один из лучших своих квартетов с вариациями на тему «Соловья» в медленной части, а также балет «Волшебный барабан», долгие годы не сходивший со сцен русских театров.
Звучит Andante из третьего струнного квартета
Играет струнный квартет ансамбля солистов «Концертино» —
Ярослав КРАСНИКОВ и София КРАСНИКОВА — скрипки, Павел ЖДАНОВ — альт, Виктор КОЗОДОВ – виолончель.