В июне 1941 года в Московской консерватории шли государственные экзамены. Среди выпускников фортепианного класса С.Фейнберга был В.Мержанов, который одновременно заканчивал консерваторию и по классу органа. Но о том, что его имя решено занести на мраморную Доску почёта, молодой пианист узнал только из письма педагога — к тому времени он уже стал курсантом танкового училища. Война на четыре года оторвала В.Мержанова от любимого дела. А в 1945-м году — с корабля на бал. Сменив военную форму на концертный костюм, он стал одним из победителей Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Объясняя довольно неожиданный успех своего ученика, С.Фейнберг писал: «Несмотря на большой перерыв в работе пианиста, его игра не только не потеряла своего обаяния, но и приобрела новые достоинства, бОльшую глубину и цельность. Можно утверждать, что годы Великой Отечественной войны наложили отпечаток ещё большей зрелости на всё его творчество».
В.Мержанов вернулся в консерваторский дом, чтобы совершенствоваться у своего профессора в аспирантуре и по окончании последней начать здесь педагогическую работу.
Впрочем, артисту предстояло ещё одно конкурсное испытание — в 1949 году он стал лауреатом первого после войны шопеновского соревнования в Варшаве. Уже тогда рецензенты указывали на то, что яркость, красочность и темпераментность трактовки исходит у В.Мержанова из естественного, логичного истолкования музыкальной мысли.
«Всё выносимое им на эстраду, — писал В.Дельсон, — продукт напряжённых размышлений, детальной шлифовки. Везде Мержанов утверждает своё эстетическое понимание, которое не всегда можно принять до конца, но никогда нельзя и отвергнуть, ибо оно воплощаетя на высоком исполнительском уровне и с большой внутренней убежденностью. Пожалуй, классические тенденции в искусстве Мержанова, и в первую очередь стремление к архитектонической стройности, гармонии вообще, преобладают над тенденциями романтическими. Мержанов не склонен к эмоциональным вспышкам, его экспрессия всегда находится под строгим интеллектуальным контролем».
Сопоставление рецензий разных лет позволяет судить о трансформации стилистического облика артиста. Если в заметках сороковых годов говорится о романтической приподнятости его игры, импульсивном темпераменте, то в дальнейшем подчёркиваются строгий вкус, чувство меры, сдержанность.
Виктор Мержанов родился в Тамбове. Там окончил музыкальный техникум. Затем с золотой медалью Московскую консерватория.
С 1946 года выступал как солист Московской филармонии. На протяжении более шестидесяти лет концертировал во множестве стран, дав более двух тысяч концертов.
Виктор МЕРЖАНОВ играет этюды Александра СКРЯБИНА.
Запись 1963 года.