Творческая биография певицы началась в Одесской консерватории. В 1957 году она стала победительницей на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, получив золотую медаль и приглашение на концертные выступления в Москве и Ленинграде с Тито Скипа. Это был выход на широкую творческую дорогу.
«Бэла Руденко росла от роли к роли, от спектакля к спектаклю. Её движение было постепенным — без скачков, но и без срывов. Её восхождение на музыкальный Олимп было неуклонным; она не взвивалась стремительно, а поднималась, упорно завоёвывая всё новые вершины в каждой новой партии, и оттого так просто и уверенно её высокое искусство и её выдающиеся успехи», — писал о певице профессор В.Тольба.
Исполнительская манера певицы создаёт впечатление лёгкости, естественности, будто вот сейчас, сию минуту, у них на глазах возрождается замысел композитора — в филигранной оправе, во всей своей первозданности. В репертуаре Б.Руденко почти все колоратурные оперные партии, сотни романсов и для каждого произведения она находит верную манеру, соответствующую его стилистическому и эмоциональному строю. Певице одинаково подвластны и сочинения лирического плана, и виртуозная острохарактерная драматичная музыка.
Дебютной партией Б.Руденко стала Джильда из «Риголетто» Д.Верди, поставленного на сцене Киевского театра оперы и балета имени Т.Шевченко. Певица сумела придать точную окраску каждой музыкальной фразе вердиевской драмы.
Знаменательным был для Бэлы Андреевны 1971 год, когда оперу «Руслан и Людмила» готовили к постановке на сцене Большого театра. Сцена Большого была хорошо знакома певице по гастрольным выступлениям. Москвичи помнили её Виолетту, Розину, Наташу. На этот раз артистку пригласили принять участие в постановке оперы Глинки.
Многочисленные репетиции, встречи с прославленными певцами Большого театра, с дирижёрами выросли в тёплый творческий союз.
Спектакль ставил выдающийся мастер Б.Покровский, обогативший былинный, сказочный стиль оперы жанрово-бытовыми элементами. Между певицей и режиссёром сразу же установилось полное взаимопонимание. Б.Покровский предложил актрисе решительно отказаться от привычных трактовок в толковании образа. Новая Людмила должна быть пушкинской и одновременно очень современной. Именно такой и предстала она перед слушателями.
С 1972 года Б.Руденко стала солисткой Большого театра. Оперная певица прежде всего, Бэла Андреевна с полной самоотдачей работала над камерным репертуаром. За исполнение концертных программ в 1972 году она была удостоена Государственной премии СССР. США, Бразилия, Мексика, Франция, Швеция, Япония… — география творческих поездок Б.Руденко с концертными выступлениями очень обширна. Например, в Японии она гастролировала шесть раз. Пресса отмечала: «Если вы хотите услышать, как катится жемчуг по бархату, послушайте, как поёт Бэла Руденко».
«Правду высокого искусства несёт в своём пении и Бэла Руденко, признанный мастер вокала и сцены, обладающий красивым колоратурным сопрано, владеющий головокружительной техникой, актерским, голосовым, тембровым диапазоном… Главным в творческом облике Бэлы Руденко были и остаются внутренняя красота, содержательность и тот глубокий гуманизм, который согревает искусство этой певицы» — писала И.Страженкова в книге «Мастера Большого театра».
Тихон ХРЕННИКОВ. «Колыбельная Светланы».
Поёт Бэла РУДЕНКО.