ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 11 сентября 1907 года родился выдающийся советский пианист и педагог Лев ОБОРИН.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 11 сентября 1907 года родился выдающийся советский пианист и педагог Лев ОБОРИН. Культ.Календарь

Лев Николаевич был «первооткрывателем» в прямом смысле этого слова. Он одержал первую в истории советского исполнительства победу на международном конкурсе. Это был 1927 год, Варшава, конкурс имени Ф.Шопена. Сегодня, когда шеренги победителей различных музыкальных турниров шествуют одна за другой, когда в них постоянно появляются новые имена и лица, непросто в полной мере оценить сделанное Л.Обориным более 90 лет назад. Это был триумф, сенсация, подвиг. Л.Оборин открыл дорогу, которую вслед за ним с блеском прошли Я.Флиер, Э.Гилельс, Я.Зак и многие другие. Завоевать первый приз в серьезном творческом состязании всегда бывает очень трудно. А в 1927 году, в атмосфере недоброжелательства, царившей в Польше по отношению к советским артистам, Л.Оборину было трудно втройне. Победой он был обязан не счастливой случайности или чему-то другому. Он был обязан ею исключительно себе, своему большому и на редкость выдающемуся таланту.

Л.Оборин родился в Москве. Его отец, инженер-железнодорожник был большим меломаном. Время от времени у Обориных устраивались импровизированные концерты: кто-нибудь из гостей пел или играл, отец Николай Николаевич в таких случаях охотно выступал в роли аккомпаниатора.

Первой учительницей будущего пианиста была легендарная Елена Фабиановна Гнесина. Позднее, в консерватории, Лев Николаевич занимался у Константина Николаевича Игумнова.

«Это была натура глубокая, сложная, своеобразная. В каких-то отношениях — неповторимая. Думаю, что попытки охарактеризовать игумновскую художественную индивидуальность с помощью одного-двух терминов или определений — будь то «лирик», либо что-нибудь иное в таком же роде — вообще обречены на неудачу…Пожалуй, лучше всего он играл у себя дома, в кругу близких. Здесь, в привычной, уютной обстановке, он чувствовал себя легко и непринужденно. Музицировал в такие минуты вдохновенно, с подлинной увлечённостью. К тому же дома, на своём инструменте, у него всегда всё «выходило» — вспоминал о своём учителе Л.Оборин.

Учёба и контакты с К.Игумновым очень много значили в творческой судьбе Л.Оборина. Но не только они. Молодому музыканту вообще, что называется, «везло» на учителей. Среди его консерваторских наставников был Н.Мясковский, у которого юноша брал уроки сочинения. Л.Оборину не пришлось стать профессиональным композитором, жизнь в дальнейшем просто не оставила ему такой возможности. Однако занятия творчеством в пору учёбы дали знаменитому пианисту очень много – он сам не раз это подчёркивал.

«Жизнь сложилась таким образом, — говорил он, — что мне в итоге довелось стать артистом и педагогом, а не композитором. Однако я нередко задумываюсь, насколько же благотворны и полезны для меня были тогда эти попытки сочинять…Отложив в сторону собственные рукописи, я брался за чужую музыку, за произведения других авторов, и мне становились как-то значительно яснее форма и строение этих произведений, их внутренняя структура и сама организация звукового материала. Я замечал, что тогда стал гораздо сознательнее вникать в смысл сложных интонационно-гармонических преобразований, в логику развития мелодических идей и т.д. Иными словами, опыт композитора (пусть небольшой, но всё же опыт), непосредственное знакомство с «тайниками» творческой лаборатории создания музыки оказывали мне, исполнителю, неоценимые услуги».

Большое место в концертных программах Л.Оборина занимали произведения русских композиторов. Он чудесно играл сочинения П.Чайковского, часто можно было услышать у него «Картинки с выставки» М.Мусоргского, рахманиновские концерты, прелюдии, этюды-картины, музыкальные моменты, шедевры А.Бородина, А.Лядова, А.Рубинштейна. И, конечно же, особняком в его концертном творчестве стояла музыка Ф.Шопена. Он её играл с первых шагов на эстраде и до конца своих дней. «Чувство радости, что у пианистов есть Шопен, не покидает меня никогда» — говорил Л.Оборин.

«Его Шопен — хрустально чистый и светлый — безраздельно захватывал любую аудиторию», — восхищался Я.Флиер. Не случайно, что свой первый и самый большой в жизни творческий триумф Лев Николаевич Оборин пережил на конкурсе, посвященном памяти великого польского композитора…

Лев ОБОРИН играет прелюдию Des-dur Фредерика ШОПЕНА.

https://www.youtube.com/watch?v=Fw1Oj8fsqlw

Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.