ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 16 сентября 1944 года родился замечательный советский и российский пианист Алексей ЛЮБИМОВ.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 16 сентября 1944 года родился замечательный советский и российский пианист Алексей ЛЮБИМОВ. Культ.Календарь

От всего сердца ПОЗДРАВЛЯЕМ Алексея Борисовича с этим чудесным днём! Долгих лет, новых творческих достижений!

А.Любимов получил широкую известность прежде всего как солист. Он, как правило, не играет то, что играют другие — так, до середины 1980-х годов он практически ни разу не выступил с произведениями Ф.Листа, всего два или три раза сыграл Ф.Шопена, — зато он ставит в свои программы то, что кроме него никто не исполняет.

Алексей Борисович родился в Москве. Среди соседей семьи Любимовых по дому оказалась известная преподавательница-пианистка Анна Даниловна Артоболевская. Она обратила внимание на мальчика, удостоверившись в его способностях. А затем он оказался в Центральной музыкальной школе в числе учеников А.Д.Артоболевской, под началом которой прозанимался свыше десяти лет.

«О занятиях с Алешей Любимовым я до сих пор вспоминаю с радостным чувством,— рассказывала Анна Даниловна. — Помню придя впервые в мой класс, он был трогательно наивен, простодушен, непосредствен. Подобно большинству одарённых детей, отличался живой и быстрой реакцией на музыкальные впечатления. С удовольствием разучивал различные пьески, которые ему задавались, пробовал что-то сочинять сам. Около 13-14 лет в Алёше стал замечаться внутренний перелом. В нём проснулась обострённая тяга к новому, не оставлявшая его потом никогда. Он горячо полюбил Прокофьева, стал всё пристальнее всматриваться в музыкальную современность. Я убеждена, что огромное влияние в этом оказала на него Мария Вениаминовна Юдина».

В Московской консерватории А.Любимов занимался некоторое время у Г.Нейгауза, а после его кончины у Л.Наумова. В 1961 году А.Любимов участвовал во Всероссийском конкурсе музыкантов-исполнителей и завоевал первое место. Его следующая победа была в Рио-де-Женейро на международном конкурсе инструменталистов, затем был Монреаль. Интересно, что и в Рио-де-Жанейро, и в Монреале он удостоился специальных наград за лучшее исполнение современной музыки; его артистический профиль к этому времени вырисовался во всей своей характерности. Окончив консерваторию, А.Любимов на некоторое время задержался в её стенах, приняв должность преподавателя камерного ансамбля. Но в 1975 году он оставил эту работу. «Я понял, что надо сосредоточиться на чём-то одном…».

Однако именно теперь его жизнь складывается таким образом, что он «рассредоточивается» и вполне намеренно. Организовываются совместные с другими известными музыкантами концертные выступления, объявляются серии интересных, всегда в чём-то оригинальных тематических вечеров, создаются различные по составу ансамбли. А.Любимов часто выступает в роли их руководителя или, как иногда значилось в афишах,  «музыкального координатора». Всё интенсивнее ведутся его репертуарные завоевания: с одной стороны, он непрестанно углубляется в недра старинной музыки, осваивая художественные ценности, созданные задолго до И.С.Баха; с другой — утверждает свой авторитет как знатока и специалиста в области музыкальной современности, ориентирующегося в самых различных её аспектах — до рок-музыки и электронных экспериментов включительно. С годами усилилось его увлечении старинным инструментарием.

На сегодняшней концертной сцене слишком много трафаретов, отмечает А.Любимов. «Для меня нет ничего страшнее штампа…». Чем привлекательны для А.Любимова, скажем, Д.Шостакович или П.Булез, Д.Кейдж или К.Штокхаузен, А.Шнитке или Э.Денисов? Наверное, тем, что в отношении их творчества ещё не существует интерпретаторских стереотипов. «Музыкально-исполнительская ситуация складывается здесь неожиданно для слушателя, разворачивается по законам, заранее непредсказуемым…». — говорит А.Любимов.

То же, в общем, и в музыке добаховской поры. Исполнительские традиции её давно утеряны, и они требуют каких-то новых интерпретаторских подходов. Новых — для А.Любимова это принципиально важно.

По мнению А.Любимова, старинную музыку следует исполнять на подлинных инструментах либо на умело выполненных их копиях, но на тех, для которых она писалась. Потому Рамо и Куперена он исполняет на клавесине, Булла, Бёрда, Гиббонса, Фарнеби — на вирджинале, Гайдна и Моцарта на молоточковом фортепиано (хаммерклавире), органную музыку Баха, Кунау, Фрескобальди и их современников — на органе. При необходимости он может прибегнуть и ко многим другим инструментам, так случалось в его практике, и не раз.

Из сказанного выше нетрудно понять, что Алексей Любимов — художник со своими идеями, взглядами, принципами. В чём-то своеобразными, иногда парадоксальными, уводящими его далеко от привычных, исхоженных путей-дорог в исполнительском искусстве. Но всё это вызывает большое уважение к его творчеству.

В исполнении Алексея ЛЮБИМОВА звучит 3 часть сонаты c-moll Йозефа ГАЙДНА.

https://www.youtube.com/watch?v=-yVg0WbekDg

Поделиться в соц.сетях
Василий Строганов
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.