На протяжении XVII века во Франции сложилась замечательная школа клавесинной музыки. Передававшиеся из поколения в поколение традиции исполнительской культуры, композиторской техники достигли наивысшего расцвета в творчестве Франсуа Куперена, которого уже современники стали называть великим.
Службу органиста в соборе Сен-Жерве, унаследованную от отца, Франсуа сочетал со службой при королевском дворе. Исполнение многочисленных и разнообразных обязанностей до предела заполняли жизнь композитора. Ф.Куперен также давал уроки членам королевской семьи:
«…Вот уже двадцать лет я имею честь состоять при короле и обучать почти одновременно его высочество дофина, герцога Бургундского и шестерых принцев и принцесс королевского дома…».
Основу его творческого наследия составляют произведения для клавесина — более 250 пьес, изданных в четырех сборниках. Опираясь на опыт своих предшественников и старших современников, Ф.Куперен создал оригинальный клавесинный стиль, отличающийся тонкостью и изяществом письма, отточенностью миниатюрных форм, обилием орнаментальных украшений, отвечающих природе клавесинной звучности. Французская безупречность вкуса, чувство меры, нежная игра красок и звучностей господствуют в музыке Ф.Куперена.
«Я предпочитаю то, что меня трогает, тому, что поражает меня» — писал Франсуа Куперен. — Сочиняя пьесы, я всегда имел в виду определённый предмет — различные обстоятельства мне его подсказывали. Поэтому названия соответствуют идеям, которые были у меня при сочинении».
Находя для каждой миниатюры свой, индивидуальный штрих, Ф.Куперен создавал бесконечное множество вариантов клавесинной фактуры — детально разработанной, воздушной, ажурной ткани. Инструмент, весьма ограниченный в своих выразительных возможностях, становился у Ф.Куперена гибким, чутким, по-своему красочным.
Ансамбль старинной музыки «НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ» в составе Павла АНДРЕЕВА, Юлии ЛУРЬЕ и АНДРЕЯ КОЛОМИЙЦЕВА играет Чакону Франсуа КУПЕРЕНА.