Большую известность принесла пианисту, как ни странно,… неудача на юбилейном Шопеновском конкурсе в Варшаве 1980 года. И.Погорелич не был допущен к финалу: в вину ему поставили слишком вольное обращение с авторским текстом. Это вызывало бурные протесты слушателей и прессы. Разногласия в жюри привели к тому, что Марта Аргерих в знак протеста покинула конкурс. И этот, фактически скандал получил широкий мировой резонанс. Молодой пианист стал настоящим любимцем публики, газеты признали его «самым спорным пианистом за всю послевоенную историю конкурса». В результате посыпались приглашения со всех концов света. С тех пор известность И.Погорелича неуклонно росла. Он совершил несколько больших турне по Европе, Америке, Азии, участвовал в ряде фестивалей.
Надо сказать, что околосценические споры как-то естественным образом «перекочевали» и в плоскость профессиональной оценки со стороны коллег-специалистов. Некоторые его обвиняли в манерности, субъективности, неоправданных крайностях; другие отмечали его огромную увлечённость, самобытность, стихийный темперамент. Но, пожалуй, самое точное определение игры Иво Погорелича на тот период констатировала рецензент «Нью-Йорк пост» Х.Джонсон: «Без сомнения, — писала она, — Погорелич – значительная личность, полная убеждённости и способная сказать нечто своё…»
Поздравляя Иво Погорелича с днём рождения, хочется сделать это особенно тепло, так как его творчество очень тесно связано с нашей отечественной музыкальной культурой. Иво окончил в 1973 году Центральную музыкальную школу, а в 1978 году – Московскую консерваторию. В год её окончания он одержал победу на конкурсе пианистов в Италии, а спустя два года – на международном конкурсе в Канаде (Монреаль).
С Днём Рождения!
Иво ПОГОРЕЛИЧ играет Скерцо №2 op.31 Фредерика ШОПЕНА.
Запись 1994 года.