Это была третья опера композитора, и именно ей потребовалось несколько десятилетий, чтобы найти путь к мировой славе. Изначально К.Сен-Санс хотел написать ораторию. И несмотря на то, что либреттист убедил композитора переработать произведение в оперу, «Самсон и Далила» во многом сохранила ораториальный стиль — повествовательный характер развития сюжета, большая доля хоровых эпизодов, и то, что многие важные события происходят за сценой.
В 1872 году в Веймаре К.Сен-Санс встретился с Ф.Листом, который на тот момент руководил Веймарской придворной оперой. Узнав о незавершенном «Самсоне», он стал уговаривать французского коллегу дописать оперу и сразу предложил постановку у себя в театре. К.Сен-Санс вдохновился этой идеей и вернулся к сочинению. В 1876 году партитура была готова. К.Сен-Санс и П.Виардо, которой предназначалась главная партия, устраивали несколько частных исполнений оперы и её отрывков, на которых присутствовали и руководители театров Франции.
Но, увы, никто не взял оперу к исполнению. Тогда К.Сен-Санс вновь поехал в Веймар, чтобы поставить её там. И хотя Ф.Лист уже не был первым лицом местного театра, ему удалось договориться, чтобы «Самсон и Далила» появились в репертуаре.
Премьера прошла с безусловным оглушительным успехом. Однако, несмотря на значительный резонанс в Веймаре, в первые годы своего существования опера почти нигде не звучала. На родину, во Францию, она добралась только к 1890 году, где была встречена очень тепло. Популярность оперы стала стремительно расти. Её поставили в Монако, США, Италии, Англии. Премьера, исполненная российской оперной труппой, состоялась в 1896 году в Мариинском театре.
Звучит ария Далилы и дуэт с Самсоном из второго действия оперы.
Поют Элина ГАРАНЧА и Роберто АЛАНЬЯ.
Запись из Metropolitan Opera 2018 года.