Праздник искусств НА СЕМИ ХОЛМАХ

Праздник искусств НА СЕМИ ХОЛМАХ Театр
В Кирове завершился Второй Вятский открытый фестиваль театра, кино и журналистики «На семи холмах»

Он стал одним из самых масштабных культурных событий на Вятке за последние годы. В программе фестиваля – 12 спектаклей, моноспектакли артиста Театра имени Моссовета Андрея Межулиса «Вертинский на все времена» и Алёны Биккуловой «Гори, гори, моя звезда» об Анне Герман, творческие вечера Светланы Крючковой, артиста московского театра «Ленком Марка Захарова» Андрея Соколова, вокальные концерты и 25 фильмов всех жанров, для детей и взрослых, полнометражных и короткометражных. Прошла также серия мастер-классов для артистов, кинооператоров и других специалистов театра и кино. События фестиваля принимали Кировский областной драматический театр, Театр на Спасской, Вятская филармония, кинотеатр «Смена», а также Дома культуры «Дружба» и имени Горького в города Кировской области Кирово-Чепецке и Слободском. Помимо спектаклей и концертов на стационарных сценах, были организованы общедоступные концерты на набережной Грина и у дома Витберга. На Театральной площади соорудили кинотеатр под открытым небом, где все дни фестиваля бесплатно демонстрировались кинофильмы. В кинотеатре «Смена» фильмы, входившие в программу фестиваля, тоже могли бесплатно посмотреть все желающие. Всего в фестивале участвовало около ста приглашенных артистов из Петербурга и Москвы, чьи имена хорошо известны жителям Кирова по кинофильмам, сериалам, телеспектаклям и концертам. Все события вызывали повышенный интерес кировчан, шли при аншлагах. Для журналистов Кировский области в рамках фестиваля был организован специальный медиа-форум с приглашением кино- и театральных критиков из обеих столиц. На форуме обсуждались разные аспекты освещения культурных событий в масс-медиа.

Светлана Крючкова
Светлана Крючкова

Организаторы фестиваля (президент, продюсер Сергей Новожилов (Москва) и исполнительный директор Константин Зайнулин, директор Кировского драмтеатра), в числе которых Правительство и Министерство культуры Кировской области, Администрация города Кирова, ООО «Год кино» и фонд «Благая весть», сделали всё, чтобы фестиваль стал для кировчан праздником, и он им стал. Атмосфера праздника ощущалась очень явно: и по приподнятому настроению жителей города, и по специально украшенным улицам, и по торжественным церемониям, которыми открывался и закрывался фестиваль: на огромной Театральной площади установили шатёр, от которого к ступеням Драматического театра проложили широкую красную ковровую дорожку, по ней торжественно, по одному, шествовали в театр приглашённые звёзды и ведущие артисты кировской труппы. Каждого артиста громко объявляли, а пока он шёл по дорожке, публика по обе стороны ограждения радостно аплодировала.

Театральную составляющую фестиваля представляли антрепризные спектакли, но их уровень был высокий, никакой скидки на «нестоличность». Думаю, что на сценах Петербурга и Москвы они игрались бы с той же отдачей.

Первым спектаклем стал «Семейный ужин в половине второго» режиссёра Михаила Цитриняка по пьесе Виталия Павлова (продюсерская компания «Artpartner»). Сценография Марии Рыбасовой, художник по костюмам – Виктория Севрюкова, композиторы — Борис Кинер и Александр Прокопович. Это пронзительная история любви мужчины и женщины, полюбивших друг друга в юности, но не сумевших остаться вместе из-за интриг родственников и собственной нерешительности. Что делать, если спустя 20 лет вы встретили свою первую любовь (Ирина – Анна Большова, Викторов – Егор Баринов), оказались с ней наедине в пустой квартире, а поздно вечером, как и во времена шальной молодости, домой неожиданно нагрянули родители (Мать Ирины, Ксения Васильевна – Ольга Остроумова, Отец Ирины, Тихон Иванович – Анатолий Васильев)? Только теперь, вдобавок к ним, ещё и супруг имеется (муж Ирины, Анатолий Иванович — Андрей Рапопорт) и он тоже приходит. Конечно, надо ужинать и беседовать. А какой разговор может быть в такой ситуации в половине второго ночи? Откровенный и прямой, местами неудобный, иногда смешной, и в то же время пронзительный до слёз…

Семейный ужин в половине второго

Квартира в старом московском доме, высокие потолки, антикварная мебель, в комнатах идёт ремонт, поэтому большинство поверхностей занавешено старыми занавесками и покрывалами. Случаен ли ремонт квартиры в пьесе? Не намёк ли это на то, что отношения между всеми действующими лицами тоже требуют ремонта, а в некоторых аспектах – замены? Жаль только, что совершённые поступки и проступки, вольные и невольные, нельзя заменить, как сломанный стул. Можно ли их простить? И нужно ли? Изменит ли это что-нибудь в жизни каждого из членов семьи? Эти вопросы предлагается осмыслить зрителям. Очень выразительны были Ольга Остроумова и Анатолий Васильев в ролях высокопоставленных родителей Ирины, которые в своё время тайно сделали всё, чтобы её возлюбленный, провинциал Викторов, уехал из Москвы и не стал её мужем. Их запоздалое раскаяние, нет, не раскаяние, просто признание своих неблаговидных дел и делишек вносит горькую остроту в спектакль, но не оставляет надежды, что они и после этого изменятся. А муж Ирины, правильный и хорошо устроенный чиновник Анатолий Иванович, узнаёт то, что ему узнать бы не хотелось, а именно, что Ирина его не любила и не любит, как, наверное, и он её. Только вот в его правильной чиновничьей жизни изменения не предусматриваются, иначе она станет неправильной, а это никак невозможно. Андрей Рапопорт своей игрой дал понять это на редкость внятно. Хочет ли изменений Ирина? И хочется, и колется, и мама не велит. А Викторов, единственный искренний и честный человек во всей этой компании, чувствует себя чужим в семейном «сериале» Ирины. Все остаются такими, какими они были. Понервничали – и хватит. И вообще уже ночь на дворе…

Ещё один фестивальный спектакль – «Особенности национальной женитьбы» на основе пьесы А. Н. Островского «Волки и овцы» (режиссёр – Петр Белышков). В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения великого драматурга, но его пьесы находят широкий отклик и сегодня, поэтому не сходят со сцен как столичных, так и региональных театров. Вот и «Особенности национальной женитьбы», который представила продюсерская компания «Антреприза.ру» — дань памяти драматурга. Со времён Островского мало что изменилось в жизни сегодняшней: сильные и слабые, глупые и хитрые, богатые и бедные, словом, волки и овцы. Сильные «волки» едят слабых, безвольных «овец». Название постановки – «Особенности национальной женитьбы» — символично и не случайно. В наши дни, как и в прошлые времена, цинично и расчетливо, без тени стеснения и намёка на любовь, ради собственной выгоды люди готовы идти под венец, связывая свои судьбы. Деньги во главе всего, поддельные бумаги, интриги, волки в овечьей шкуре. Но, по классике жанра, на всякого хитреца находится ещё более хитрый.

Спектакль получился очень современным – и по темпу развития действия, и по актуальности темы, и по юмору, на который кировская публика и гости фестиваля живо реагировали. Интересно подобранный видеоряд, демонстрировавшийся на заднике сцены (видовые фотографии небольшого русского городка конца ХIX века, объявления, ценники, афиши того времени и пр.), и прекрасные костюмы (сценография и костюмы Елены Катышевой), стилизованные под время действия, разворачивавшегося в спектакле, создавали нужную атмосферу. Сценография представляла собой гостиную, всю в красных тонах, диван в плюшевом чехле с подушками, кресло – тоже в чехле и тоже с подушками, ещё стулья в таких же чехлах и стол – какая ж гостиная без стола! Над ним – канделябр, оплетённый шпагатом. Шпагат, конечно, вызвал вопросы, но так уж увидела этот предмет интерьера сценограф.

Великолепно исполнил роль расчетливого пройдохи, бывшего судьи Вукола Наумовича Чугунова Александр Пашутин. Все сцены с его участием приобретали сатирический характер. Чугунов то стащит со стола подаренную коробку шоколадных конфет, то оботрется подолом дорогого платья помещицы Меропии Давыдовны Мурзавецкой (Эвелина Блёданс), то, словно карточный шулер, достанет из рукава своего тёмно-зелёного камзола подложный документ. Пашутин в этом году отпраздновал своё 80-летие, но он в прекрасной физической и творческой форме.

Эвелина Блёданс сделала свою Меропию Давыдовну не «акулой» и «волчицей», как у Островского («Сам губернатор её боится»), а не очень далёкой, выражаясь современным языком, светской львицей, желающей устроить свою жизнь с помощью Чугунова.

Вызывает некоторую ностальгию учтивость общения героев пьесы, пусть только внешняя, так, Купавина (Елена Катышева) говорит Мурзавецкой: «Я очень жалею, Меропия Давыдовна, что подала вам повод к неудовольствию». Но и современные словечки и фразочки, в небольшом количестве, но к месту вложенные в уста действующих лиц, вызывали улыбки и одобрительные аплодисменты зрителей, например, «Меропа, полная Меропа».

Удачный подбор всех исполнителей (помимо Пашутина, Блёданс и Катышевой, это Кирилл Гребенщиков (Беркутов), Петр Белышков (Лыняев), Юлия Галкина (Глафира) вместе с другими достоинствами постановки сделали её незабываемой.

Соперницы

Спектакль «Соперницы», в результате голосования зрителей признанный лучшим из фестивальной афиши, поставлен Владимиром Панковым по пьесе Анны Чайка. Эта история дружбы-соперничества-ревности двух голливудских див. Сценография Александры Карпейкиной, художник по костюмам – Ника Велигжанина. Действие происходит параллельно в двух мирах – в мире реальном и в съемочном павильоне. Кинотриллер, съемки которого (и в самой пьесе, и в спектакле) идут в присутствии зрителей, причудливо переплетается с существованием в жизни, и не всегда этот переход чётко обозначен. Спектакль получился напряжённым, неожиданным, острым, полным страсти и юмора, горечи и красоты. Как обе дивы безжалостно друг друга «уничтожают» и тут же трогательно поддерживают! Хотя в пьесе речь идёт о примерно равновеликих актрисах, спектакль, в основном, «кипел» за счет чрезвычайной энергии Елены Яковлевой, её безграничной харизмы, глубокой актёрской сути, истинности и искренности переживаний и сценического поведения в целом. Тембр и богатство интонаций её голоса, мимика, выразительная пластика и даже превосходное умение носить костюм – всё работало на образ и создавало атмосферу, что называется, на острие ножа. Наталья Щукина, безусловно, тоже очень хорошая актриса, но сценической эффектности Елены Яковлевой уступала.

Андрей Межулис
Андрей Межулис

В Театре на Спасской с большим успехом прошёл моноспектакль Андрея Межулиса «Вертинский на все времена», посвящённый легендарному певцу, королю эстрады первой половины ХХ века, поэту, композитору, актёру театр а и синематографа Александру Николаевичу Вертинскому. В течение двух часов Межулис пел самые известные песни Вертинского – «Доченьки», «Мадам, уже падают листья», «Над розовым морем», «Маленькая балерина» и другие, а между ними читал фрагменты его писем и воспоминаний. Проникновенная лиричность и утончённая ироничность стихов Вертинского и завораживающая магия его музыки, преподнесённые Межулисом с любовью и некоторой ностальгией, позволили зрителям совершить путешествие в пространстве и времени, окунуться в мир эстрады и художественную атмосферу 1920-1930-х годов.

Ив Набиев
Ив Набиев

В зале Вятской филармонии состоялся концерт молодого эстрадного певца Ива Набиева и группы «Менхаузен». Ив – фантастически музыкальный, пластичный, обаятельный артист, способный не только расположить к себе публику с первых минут появления на сцене, но и влюбить её в себя безоглядно. У Ива довольно большой голос красивого тембра, которым он отлично владеет, и, что ещё важно, стихи его песен – содержательные и проникновенные, и это было по заслугам оценено публикой. Набиев свободно чувствует себя на сцене, непринужденно общается с публикой, рассказывая ей историю той или иной песни или истории из своей творческой жизни, причём, делает это так искренне и душевно, что трогает публику всех возрастов – от самых юных до самых зрелых. Певец объявил, что творческий вечер он посвящает своей маме, присутствовавшей в зале, и прочитал несколько её стихотворений.

Набиев не только феноменально пел, но и виртуозно танцевал, причём, всё: вальс, лезгинку, брэйк-данс! И всё получалось у него так естественно и легко, как будто он уже родился со всеми этими невероятными умениями. Одну из песен Ив посвятил современным бабушкам, которые, как он точно подметил, водят машину, постят посты в соцсетях, ездят по миру, участвуют в конкурсах красоты и т.п. Группа «Менхаузен» — ударник и два гитариста – составляли органичный ансамбль с солистом. Ив Набиев – тот редкий на нашей эстраде случай, когда многогранный и мощный талант артиста, харизма, вкус, любовь к публике и песни на настоящие стихи создают в зрительном зале атмосферу единения в любви к артисту, и любовь эта выражалась не только во внимании, с которым зал слушал и смотрел выступление Набиева, но и в том, что зрители включили фонарики на своих смартфонах и стали качать ими на поднятых руках – это теперь, оказывается, выражение высшей степени благодарности артисту. А я вспомнила исторический факт, когда в Неаполе после премьеры оперы «Аиды» публика несла на руках композитора Джузеппе Верди от театра до отеля. Если бы кировчане были такими же темпераментными, как итальянцы, они вынесли бы Ива Набиева на руках если не к отелю, то к машине точно.

Анна Каренина - Василиса Ландау
Анна Каренина — Василиса Ландау

Изюминкой фестиваля стал необычный иммерсивный гастроспектакль «Анна» по одноименному роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (продюсер – Наталья Зворыгина, режиссёр-постановщик  – Елена Комлева). Данный проект его авторы назвали «Театр со вкусом» и проходил он в кировском ресторане «Gaudi». Перед входом в ресторан элегантный молодой человек во фраке приветствовал гостей и помогал им рассаживаться за столами, где все места, как в настоящем театре, расписаны согласно купленным билетам. Столы были расставлены свободно с таким расчётом, чтобы всем зрителям была хорошо видна сцена и чтобы артисты могли комфортно перемещаться по залу. Никто из зрителей не представлял себе, как будет проходить спектакль в условиях ресторана, но надо отдать должное его создателям – они продумали всё до мелочей. Как и в любом ресторане, гостям предлагались разные блюда (всем одинаковые), но такие, которые можно легко и быстро съесть и которые не требуют сложного владения столовыми приборами. Угощение состояло из закуски, салата, горячего блюда и десерта. Блюда, надо отдать им должное, были изысканные.

Василиса Ландау и Григорий Бессонов
Анна и Вронский танцуют (Василиса Ландау и Григорий Бессонов)

Когда все гости устроились за столами, на сцену вышли молодые музыканты – певица Дарья Мальцева и гитарист Николай Донецкий и исполнили несколько известных русских романсов, а в паузе юные официантки в платьях горничных конца XIX века изящно подали гостям закуску. Официанток было много, поэтому блюдо было подано всем практически мгновенно и так же стремительно убраны пустые тарелки. Музыкальные композиции и театральное действо перемежались сервировкой блюд. Во время игры артистов никто не ел, т.к. тарелки уже были убраны, а новые блюда ещё не поданы.

Как объяснили создатели спектакля, текст пьесы максимально приближен к оригиналу, но в современной обработке; зрителю, который не читал «Анну Каренину», будет интересно окунуться в события романа, а потом и прочитать его, а зрители, которые читали, вновь окунутся в его трагические события. Обработка, надо сказать, бережная и удачная.

Праздник искусств НА СЕМИ ХОЛМАХ
Алексей Каренин — Вячеслав Метлев

Главных героев спектакля исполняли артисты разных театров: Анна Каренина — Василиса Ландау (Кировский драмтеатр), Алексей Каренин – Вячеслав Метлев (театр «Гротеск»), Алексей Вронский — Григорий Бессонов (Театр на Спасской). Анна вышла в платье невероятной красоты, которое на её совершенной фигуре выглядело абсолютно роскошно (художник по костюмам — Татьяна Лепихина), а оба Алексея — во фраках. Платья, все такие же роскошные, Анна меняла в каждой новой сцене, и их дополняли маленькие изящные шляпки. Артисты играли на разрыв аорты, и градус эмоционального накала не снижался на протяжении всего спектакля. Гости проживали вместе с артистами жизни их персонажей, и это было потрясающе.

На балу у Каренина желающие гости могли потанцевать – и танцевали — вальс с артистами. Окончился спектакль, конечно, гибелью Анны. А её дух в облике Василисы Ландау спел ей поминальную песню (стихи Булата Окуджавы, музыка Исаака Шварца»):

… Все мы в руках у молвы и фортуны,

Тень моя, тень на холодной стене.

Лютни уж нет, но звучат её струны…

Дождик осенний, поплачь обо мне.

Жизнь драгоценна, да выжить непросто.

Тень моя, тень на холодной стене.

Короток путь от весны до погоста…

Дождик осенний, поплачь обо мне.

Погружение в спектакль и сопереживание его героям было стопроцентное, причём, в отличие от театральных залов, здесь ни один зритель не мог внутренне отвлечься или задремать: сама постановка и – параллельно – процесс сервировки блюд — не оставляли такой возможности. Итак, новый жанр – при талантливой его организации и качественном исполнении – со временем займет своё место под солнцем и, не сомневаюсь, станет популярным.

Закончился фестиваль традиционно: большим гала-концертом, в ходе которого победители (артисты, фильмы и спектакли), выбранные голосованием публики, награждались изумительными Дымковскими игрушками.

Автор — Людмила Лаврова

Фото предоставлено организаторами фестиваля. Фото из спектакля «Анна» Ольги Вербицкой. Остальные фото —  Александр Быкасов

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Гость
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.