«PROЗРЕНИЕ» — потрясающий дебют незрячего певца Олега Крикуна

«PROЗРЕНИЕ» - потрясающий дебют незрячего певца Олега Крикуна Культ. Публикации
Исполнение незрячим певцом Олегом Крикуном (тенор) и пианистом Алексеем Гориболем романсов Даргомыжского, Глинки и Чайковского в Московском концертном зале «Зарядье» стало сенсацией

Поверьте, это было событием для всех! В первую очередь, конечно,  для Олега Крикуна. От рождения он лишен зрения. Но Бог наградил его уникальным голосом, глубокой музыкальностью и очень светлой душой. 

«Люблю солнце, ветер, спонтанные решения, дождь, шоколад, люблю всех людей, все явления природы, все, что существует! — говорит Олег, — Я люблю жизнь! Считаю, что нужно уметь наслаждаться каждым вдохом и выдохом, движением, касанием, каждым звуком, запахом, воспринимать окружающее не как фон, а как чудесный, неповторимый, неимоверно прекрасный мир! Не одобряю ограниченность, движение за большинством, действие по шаблонам, предрассудки, упивание грустью. Никогда не обманывайте друг друга и любите жизнь…»

Просто поразителен этот солнечный взгляд на жизнь человека, который никогда не видел солнца. Но самое главное, что все, о чем он говорит, отражается в звуке, ощущается в каждом произведении, которое он исполняет. 

«PROЗРЕНИЕ» - потрясающий дебют незрячего певца Олега Крикуна
Олег Крикун

Олег Крикун закончил Ростовскую государственную консерваторию им. С.В. Рахманинова по классу вокала. В 2012-м году на программе «Минута славы», где ему посчастливилось спеть дуэтом песню «Памяти Карузо» с Тамарой Гвердцители, это выступление снял на телефон уполномоченный по правам детей Павел Астахов и отправил запись своему другу Дмитрию Хворостовскому. Благодаря знаменитому певцу, молодой музыкант попал на Сицилию — на мастер-класс Марчелло Джордани (известный итальянский оперный тенор, который поет в «Метрополитен-опера»). Большую часть расходов оплатили итальянские меценаты. Тогда Олега впечатлила не только организация учебного процесса, но и то, что педагоги внушают своим воспитанникам уверенность в себе.

Олег получил большой и ценный опыт социальной адаптации, в первую очередь, благодаря своей замечательной семье. Его удивительные родители, Елена и Игорь, никогда не считали сына ребенком с ограниченными возможностями, не оберегали от всяких трудностей. Они обеспечили его всеми доступными специальными программами для людей, лишенных зрения. Олег настолько виртуозно владеет гаджетами, которые освоил с помощью голосовых помощников, что в общении с ним забываешь о том, что он не видит.

В Санкт-Петербурге Олег работал в интересном социальном проекте «Мир на ощупь». В одном из торгово-развлекательных центров города, было создано интерактивное пространство, погруженное в темноту, состоящее из пяти площадок (меблированной комнаты, улицы, парка, продуктового рынка и кафе), по которым полуторачасовые экскурсии для групп проводили незрячие гиды. Олег был одним из них:

«Цель проекта — стереть границы между зрячими и незрячими людьми, развить в обществе толерантное отношение к тем, чьи возможности ограничены. Мы хотим объяснить, что ничем не отличаемся от здоровых людей, можем вести и ведем абсолютно нормальную жизнь».

Олег начитан, образован, в курсе необходимой новой информации и необычайно легок в общении. О своей открытости («которая зашкаливает», по его словам), он говорит, что если к слепоте добавится угрюмость и молчаливость, то выжить сложно. Я же убеждена, что и зрячему человеку, мрачно смотрящему на мир, жизнь отвечает неприветливостью.

Но самое главное, что открывает на встречу Олегу Крикуну сердца людей– это его талант, голос, который транслирует нам то, в чем мы сегодня очень нуждаемся – красоту, добро, любовь. 

Три года назад состоялась знаковая встреча Олега с Алексеем Гориболем, выдающимся мастером камерного ансамбля, работающим с такими известными в мире певцами, как Олеся Петрова, Борис Пинхасович, Богдан Волков. Пианист оценил уникальный талант певца и поставил перед их дуэтом амбициозную задачу – подготовить сольный концерт, который открыл бы певца Олега Крикуна, как исполнителя серьезной академической музыки, слушателям нашей страны. Началась кропотливая работа.

За это время Олег Крикун принимал участие в концертах фестиваля «В сторону Выборга», в юбилейном авторском вечере композитора Леонида Десятникова на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург), где потрясающе исполнил Две русские песни на стихи Р. М. Рильке. А в недавно прошедшем юбилейном вечере Алексея Гориболя в Большом зале «Зарядье», среди звездных участников этого концерта, выступление Олега Крикуна не только не затерялось, а стало одним из самых ярких, запоминающихся. После этого, анонсированного Гориболем концерта  4 декабря, уже ждали.

Порой, очень хочется укрыться куда-то подальше от сегодняшней напряженной повседневности. И для этого есть машина времени под названием искусство. Русские романсы XIX века доносят до нас то, как среднестатистический человек далекого прошлого чувствовал, выражал свои настроения, переживания, эмоции. В них говорится о любви, разлуке, восторге, разочаровании, надежде, отчаянье. А сколько оттенков печали! От «печаль моя светла» до беспросветной печали-тоски! Но главное, что все эти чувства красивы. Сегодняшнее нездоровое стремление сделать предметом искусства безобразное, страшное, порочное, порой, патологичное, вынести на сцену, экран, в интернет-пространство агрессивный поток намеренной некрасивости, вызывает усталость, раздражение, разрушает человека. Нам жизненно необходимо искусство, восстанавливающее, уравновешивающее, которое помогало бы душе вспомнить, что она живая, а сердцу не сжиматься судорожно от страха и тревоги, а спокойно пульсировать тёплыми волнами любви и добра.

«PROЗРЕНИЕ» - потрясающий дебют незрячего певца Олега Крикуна
Олег Крикун

Таковы романсы Глинки, Даргомыжского, тонкие, светлые, целомудренные «послания» пушкинской эпохи. Но они почему-то незаметно ушли из репертуара исполнителей. Словно ждали появления дуэта, который по новой откроет их особую красоту и человечность.

Выбор именно этой музыки для большого дебюта Олега Крикуна оказался очень точным. Его голос кажется созданным для романсов этих композиторов. Простые, порой, бесхитростные, даже наивные (Даргомыжского «Ты и вы», «Чаруй меня, чаруй!», «Не называй ее небесной», «Юноша и дева», Глинки «Баркарола», «К Молли» и др.), они в его исполнении обретают особое, непередаваемое словами очарование.

Голос Олега по вокальной генетике близок Лемешеву. Но при изумительной винтажности его тембра, он совершенно лишён «пыльной» старомодности.  Это голос современного молодого человека, ровный, гибкий, в кульминациях сильный. В этот вечер он звучал как никогда пластично и выразительно. Ни на одну секунду, в самых виртуозных и диапазонных романсах, не было ощущения физического усилия! Он пел легко и свободно, как дышал! В завершавшем первое отделение, романсе Даргомыжского «Тучки небесные», выплеснулась такая завораживающая русскость, рождающая перед внутренним взором картины просторов родной природы, а сложные распевы и фиоритуры были спеты так здорово, что публика взорвалась криками «браво» и долгими благодарными аплодисментами.  

Самые известные романсы («Мне грустно», «Не искушай», «Я помню чудное мгновенье», «Средь шумного бала») Олег Крикун исполняет не только глубоко по чувству и мысли, но удивительно не банально, с очень личным пониманием и донесением музыкально-поэтической интонации. Мне кажется, молодой певец может сделать актуальной эту прекрасную музыку классиков для близких ему по возрасту слушателей именно потому, что она звучит у него не напыщенно, не искусственно академично, а просто, красиво и человечно!

Чайковский – любимый композитор Алексея Гориболя. Тончайшее понимание им души музыки композитора в очередной раз проявилось в редко исполняемой фортепианной пьесе «Диалог», которую пианист сыграл внутри блока романсов. В самом названии заключена программная обоснованность ее появления в концерте дуэта. Дуэт — всегда есть диалог.

«PROЗРЕНИЕ» - потрясающий дебют незрячего певца Олега Крикуна
Алексей Гориболь и Олег Крикун

В ансамбле музыкантов, с моей точки зрения, родились совершенно неповторимые интерпретации романсов Чайковского. Искренностью и достоверностью чувств была наполнена любовная лирика («Ни слова, о друг мой», «Ночи безумные», «Отчего?», «Забыть так скоро», «Погоди»). Олег Крикун в их исполнении был не только вокально убедителен, но и поразительно артистичен. В романсе «Забыть так скоро», написанном в 1870 году, ему удалось передать тот накал драматизма, который «предсказывает» будущую «Пиковую даму». Но при этом в уже совершенно германовских интонациях (возгласы «боже мой!») не было традиционного тенорового надрыва, а была естественность передачи чувств, основанная на глубине переживания.

Особым духовным, нравственным смыслом было наполнено исполнение Олегом Крикуном таких произведений, как «Легенда», «Зимний вечер», «Колыбельная», «Горними тихо летела душа небесами…». 

Рояль Алексея Гориболя в Чайковском звучал вдохновенно, играя всеми красками оркестра. А романс «Скажи, о чём в тени ветвей», завершающий концерт, в исполнении дуэта стал не просто кульминацией, а настоящим  апофеозом любви к жизни, которая так свойственна обоим музыкантам.

«Когда от жизненной тоски, ты утомленный изнываешь и злой печали вопреки, хоть призрак счастья призываешь, что услаждает грудь твою?» На это вопрос поэт В. Сологуб сам же себе и отвечает — «слова любви»!

 «PROЗРЕНИЕ» — это «слова любви» музыкантов, обращенные к музыке, к нам, слушателям. На их искренность публика не могла не откликнуться. Ее восторженный прием рождал ощущение значимости события, яркого начала большого творческого пути Олега Крикуна. Да будет так!

Фото — Павел Бушуев и автор статьи

Поделиться в соц.сетях
Елена Истратова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.