Успех?!

Успех?! Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе

Успех?!

Сколько себя помню, каждый новый чиновник, который пришёл «на время», сразу же ощущает себя «спасителем» и создателем «настоящего» успеха в Большого театра. Заявляет, что спекуляция побеждена, введены дешевые билеты, полная заполняемость зала. Хотя за всю историю Большого театра «не заполняемость» бывает только на современную хЕреографию, но даже тогда зал полностью продан, а билеты «горят» у перекупщиков на площади. И, конечно, уровень наконец поднят до небес исключительно стараниями этого «истинного знатока и любителя Искусства».

Причём одни и те же корреспонденты, с периодичностью в 5-7 лет, делают одни и те же сюжеты для TV или пишут бредовый обзор, просто заменяя имена начальников, которые их пригласили на «закрытый» VIP приём для «своих» с дешевым шампанским и просроченными бутербродами с красной икрой.

Когда же оказываешься в зрительном зале Большого театра на очередном «шедевре», который полностью вскрывает весь неглубокий внутренний мир, детские комплексы и болезненные фантазии режиссёра или балетмейстера, которого объявляют очередным «открытием», понимаешь, что-либо ты не дорос до такого «высокого» искЮЙсства, либо тебя дурят, как у Андерсена портняжки короля, который шествовал абсолютно голым, но был уверен в своей исключительности.

Чем чаще я приходил (ещё до карантина и пресловутых 25%) в зрительный зал моего родного театра, тем чаще вспоминал строки рецензента «Московских Ведомостей» начала XX века, который описывал премьеру балета К. Я. Голейзовского «Иосиф Прекрасный» 1925 года. Обозреватель безжалостно констатировал: «…зрительная зала Большого театра представляла собой безжизненную пустынь, по окончании балета».

Успех?!

К сожалению, в последнее время так почти всегда уже после антракта. Я не мог себе представить, что смогу прийти в зал и запросто сесть на любом спектакле. Всегда приходилось уповать на удачу, постоянно скакать с места на место, а сейчас — просто стыдно. Но ГенДир постоянно рапортует: «Аншлаг! Спекуляции нет».

Зал полупустой. Площадь забита людьми, предлагающими билеты по немыслимым расценкам. Все делают вид, что не видят ни происходящего на сцене, ни на площади, ни полупустого зала.

Меня часто удивляет искренность и очень часто поражает подлость

Меня часто удивляет искренность и очень часто поражает подлость

– Николай Максимович, в ряде интервью вы упоминали о восстановлении кафедры балетоведения в АРБ. Каковы, на ваш взгляд, перспективы этой профессии, где и насколько она может быть востребована в современной России и мире, учитывая, что мы живем в эпоху интернет-дилетантов, когда авторитет критика определяется, в первую очередь, его популярностью и частотой цитирования, а действительно профессиональный подход мало кому интересен?

– Мне кажется, что профессиональный подход интересен только профессионалам и людям, которые любят точность. Я, например, никогда не буду читать никакого блогера. А если я и прочту и меня заинтересует это мнение, потом узнаю, кто этот человек, чтобы доверять или нет. И как мне кажется, любого думающего человека не заинтересует блогерство – в профессиональном плане.

Что касается перспективы профессии… Я не могу вам сказать. Сейчас вообще не существует профессии критика, даже в газетах сейчас стали писать колумнисты, обозреватели. Они в основном пересказывают событие, что там было. Мне все это неинтересно.

Я просто восстановил это, потому что считаю, что оно должно быть хоть где-то. Тем более что в нашей уникальной школе это было создано Верой Михайловной Красовской, человеком, которого я очень сильно уважаю, прежде всего как автора очень многих трудов, не всегда интересных и достоверных, у нее тоже очень много ошибок есть, но она, конечно, один из столпов отечественного балетоведения.

И потому я всегда очень ратую за то, что чем больше людей покопается и узнает хорошей информации, тем меньше будет таких версий, как «Жизель» Ратманского и все прочее. Потому что когда ты являешься человеком, который помимо того, что это очень много раз танцевал, но еще и читал, то, конечно, ты не будешь верить в эту ерунду.

– А были ли в вашей жизни поступки людей по отношению к вам, которые вас удивили?

– Да. Меня часто удивляет искренность и очень часто пражает подлость. Иногда не ожидаешь от человека приличного поступка, а он оказывается приличным человеком – и это так всегда поражает.

А иногда, когда ты сталкиваешься с таким уровнем лжи, особенно если ты человеку доверял, если открыл двери своего дома, оно, конечно, потрясает.

Опять-таки, общаясь с детьми, я понимаю, что неправильное мнение – смотреть на родителей, неизвестно что вырастет, в смысле фигуры. Но на родителей надо посмотреть, чтобы понять, как себя человек будет вести. И чем старше я становлюсь, тем я больше понимаю, что моя мама и няня в своих оценках были правы, что если я чувствую подвох, то должен прислушиваться к своему внутреннему голосу, который меня никогда не подводит.

У меня есть несколько каких-то примет, которые всегда сбываются. Я их ненавижу, они как семафор, я все время от них бегу, а они мне семафорят. И, конечно, руки – это то, чего не скрыть, что моментально выдает в человеке все. Я очень часто сталкивался с тем, что я был прав и первое мое ощущение было всегда верное и зря сам себя не послушал.

– А когда вы говорите о руках, вы что имеете в виду?

– Форма ногтей, форма пальцев и так далее. Удивительная вещь, я не хиромант, но есть какое-то наблюдение по жизни.

Я об этом много уже раз говорил, но повторюсь, у меня мама потрясающе гадала. Но она мне всегда говорила, что у меня способностей гораздо больше, чем у нее. И она мне все время предлагала научить этому, я же отнекивался, смеялся над ней. А так как я ничего не умею, то иногда просто вижу какую-то картинку и я не хочу ее видеть, я не хочу ей верить, а оно всегда исполняется – и мне это очень обидно. И у меня много раз такое было, и хорошее, и плохое – исполняется. Я думаю, что это у всех есть, но просто у кого-то очень часто бывает, у кого-то поменьше.


Поделиться в соц.сетях
Гость
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.