– Николай Максимович, в вашей жизни было много испытаний. Все, что не убивает, делает нас сильнее? Мне-то кажется, что какая-то часть тебя умирает…
– Слушайте, синяк и тот долго не проходит. Человеческие взаимоотношения – самое сложное в жизни. Когда я в школе впервые влюбился, страшно переживал. Но из книг я с изумлением узнал, что это происходило не только со мной. Подобные чувства испытывает каждый.
У меня был коллега – фантастически красивый, просто произведение искусства. Но в театре над ним посмеивались, потому что считали туповатым, бесчувственным. И вот однажды я увидел, что он стоит у расписания совершенно потрясенный. Мы поздоровались, и вдруг он начал мне рассказывать, что у него жена, совсем молодая, скончалась от рака, потом мама… Как он рыдал! После этого я зарекся строить догадки о том, кто что чувствует. Мы не имеем права оценивать.
– Вы прощаете обидчиков?
– Нет. Для меня человек просто умирает – как можно общаться с мертвецом? А делать вид, что забыл… Все беды начинаются со лжи, писал Шота Руставели. В доме, где я вырос, врать было нельзя.
– Вы, наверное, сразу чувствуете чужую ложь?
– Увы, да. Но уговариваю себя, что мне кажется.
– 31 декабря у вас день рождения. Знаю, что вы не любите его отмечать.
– А что его отмечать? И так весь мир отмечает.
В этом году, возможно, поеду в Лондон. Там живет моя подруга, и 31 декабря мы с ней любим проводить время вдвоем (хотя у нее большая прекрасная семья). Гуляем, ходим в музеи, сидим в кафе, обмениваемся новостями и хохочем.
Господи, после сорока я стал таким счастливым, оттого, что мне не надо выходить на сцену, не надо быть Николаем Цискаридзе.
– Следующий год Быка – ваш. Чего вы от него ждете?
– Больше всего мне хочется, чтобы в мире восторжествовала справедливость. Чтобы все, кто привел нас к катаклизмам, понесли наказание.
– Просто картина Страшного суда…
– Да, хоть и говорят: не проси у Бога справедливости – неизвестно, чем для тебя это обернется. Но мы дошли до точки во всех областях, в культуре – точно. Я очень хочу, чтобы мы наконец оттолкнулись от дна.
Беседовала Лариса Царькова, журнал «Панорама»
«Я сказал, что наведу в Академии порядок, и сделал это»
– Николай Максимович, восьмой год вы возглавляете Академию русского балета. Годы пролетели быстро или, как писали, для вас это ссылка, которая тянется и тянется?
– Ссылка, потому что это не мой город, климат не мой. Но я сказал, что наведу в Академии порядок, и сделал это. Посмотрите в окно (интервью проходило в Академии. – Ред.): если вы найдете в Питере такой же чистый, ухоженный двор, покажите мне.
Это великое заведение, здесь учились все мои педагоги, но условия были невыносимые…
Я в шутку говорю коллегам, и это уже стало мемом: покажите мне этот ваш «петербургский стиль». Грязная обувь? Загаженные подъезды? Извините, парадные. А вот мой московский стиль – чисто, аккуратно, отреставрировано. Шучу, конечно.
– В МХТ Олег Павлович Табаков тоже начал с того, что в туалетах появилась бумага…
– Когда вы сами винтик это огромного механизма, вы точно знаете, что надо исправить. Я пришел, умея и зная многое. Но это Петербург – здесь все делается в десять раз медленнее, со всеми надо договориться, учесть «петербургский стиль» и так далее.
Когда из кабинета Натальи Ивановны Дудинской еще до моего прихода сделали туалет, все молчали. Но стоило мне в кабинете Сергеева оборудовать класс, где дети учат историю балета, сразу закричали, что я ломаю устои.
Почему я называю это ссылкой? Потому что я живу в поезде.
Я люблю Питер, у меня здесь квартира, но я хочу как раньше – погулять, зайти в кафе, постоять на набережной, полюбоваться закатом. Я восемнадцать сезонов танцевал в Мариинском, и не было случая, чтобы я не зашел в Никольскую церковь. А сейчас мне надо специально выделять на это время.
– Вам жаль будет все это оставить?
– Я сразу сказал: господа, я всегда буду премьером Большого театра – это звание у меня никто не отнимет, – а в должности ректора я временно. Не сомневаюсь, что после моего ухода здесь многое разнесут и уничтожат. Мои единомышленники какое-то время посопротивляются, но рыба гниет с головы. А пока вот служу во славу русского балета.
– У Олега Табакова была, как он сам говорил, «чуйка» на талант. Но как разглядеть талант в совсем маленьких детях?
– Никак. В учебном заведении получают образование – остальное проявляется уже на сцене. При переходе из школы в театр все заслуги обнуляются. Конечно, есть люди более способные, но как они построят свою жизнь в театре? К сожалению, многие строят доносами и харассментом.
– Как вы думаете, в России возможно раскрутить ситуацию, как в Америке, с Вайнштейнном?
– Нет. Здесь была, есть и будет абсолютная монархия, как бы не назывался существующий строй. И это не столько политика власти, сколько менталитет общества. Демократии здесь не будет никогда.
В 2013 году в Большом театре разразился грандиозный скандал. Мы все подтвердили, что имел место харассмент, но девчонку просто заклеймили, а подлец здравствует по сей день.
Беседовала Лариса Царькова, журнал «Панорама»
«Из бюджета фильма не украли денег, поэтому получилась картинка, которой любуешься»
Год испытаний и перемен в привычном укладе подходит к концу. Мы как-будто даже начали привыкать к изоляции, ограничениям, правилам, которые на нас наложил вирус. И несмотря на то, что я получил удовольствие от времяпровождения на карантине, понимаю, как многое он у нас всех отнял.
Эфиры, интервью, концерты, лекции… их было даже чересчур много, а большинство онлайн спектаклей и постановок современного производства при просмотре вызывали у меня чувство разочарования, поэтому, я сразу находил оригинальные постановки, что и Вам советую.
На удивление фильм-балет Кеннета Макмиллана «Ромео и Джульетта» мне понравился. Это качественный, профессионально снятый фильм-спектакль в классической постановке и в исполнении современных звезд Королевского балета. Оригинальные декорации, костюмы, и самое главное — хорошо отрепетированная хореография. Из бюджета фильма не украли денег, поэтому получилась картинка, которой любуешься. От просмотра получаешь настоящее, пусть и не сравнимое с традиционным балетом, но все же удовольствие.
Организаторы показа пригласили меня поучаствовать на премьере в киноцентре «Октябрь». Был очень рад поделиться с Вами впечатлениями и повспоминать вместе с историком балета и моим замечательным педагогом Ириной Павловной Дешковой. Полную трансляцию можно найти на ютубе.
Фильм вышел в большой прокат, и я рекомендую Вам в преддверии Нового года найти время для встречи с историей вечной любви… Потому что изолироваться полностью от искусства нельзя, так как нужно искать встречи с ним ВСЕГДА, пусть и следуя всем ограничительным мерам и правилам. Искусство и самообразование — это навсегда, а карантин — все-таки временно.