Александр Куликов: «Там, где есть инструмент и 2-3 человека — уже сцена»

Александр Куликов: "Там, где есть инструмент и 2-3 человека - уже сцена" Культ.Интервью
Интервью с победителем Первого Открытого Всероссийского конкурса пианистов имени М.С. Лебензон – юным музыкантом Александром Куликовым

Вступление

Напомню нашим читателям, что в конце 2022 года в Новосибирске родился новый профессиональный конкурс для пианистов, который носит имя легендарного педагога, отдавшей более 60 лет своей жизни педагогической работе в Новосибирской консерватории – Мери Симховны Лебензон.

Председателем жюри выступила доцент кафедры специального фортепиано под руководством профессора А.А. Писарева Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, солистка Московской государственной филармонии, заслуженная артистка РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусств — Екатерина Мечетина. Она отметила, что впечатления от конкурса у неё остались самые замечательные. «Я от души желаю, чтобы это прекрасное культурное событие стало регулярным, традиционным. Чтобы у конкурса было своё собственное лицо, поддерживаемое учениками Мери Симховны – продолжателями её фортепианной школы. Всегда буду рада быть причастной к этому замечательному празднику профессионализма», — сказала известная пианистка.  

Александр Куликов: "Там, где есть инструмент и 2-3 человека - уже сцена"
Екатерина Мечетина

Конкурс набрал более 90 заявок со всей страны от участников в возрасте от 9 до 35 лет. Музыкальные соревнования делились на два варианта прослушиваний: очный (для двух старших возрастных групп) и по видеозаписям (для самых юных пианистов).

Портал о культуре «КультВитамин.ру» имел честь быть информационным партнёром события и учредил специальную премию для победителей во всех возрастных категориях – интервью, опубликованные в нашем интернет-издании.

Александр

Наш первый собеседник — один из лауреатов 1 премии в младшей возрастной группе (9-12 лет) — Александр Куликов.

Саша живёт в г. Ростов-на-Дону, где обучается в средней специальной музыкальной школе (колледже) при Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова в классе преподавателя Инны Ивановны Серебрянской. Он обладатель Гран-при и лауреат 25 всероссийских, краевых, международных конкурсов.

Юный пианист ведёт активную концертную деятельность, выступал в большом зале Ростовской Государственной филармонии, в концертном зале Донской государственной Публичной библиотеки.  Он участник мастер-классов профессоров РГК им. С.В. Рахманинова С.И. Осипенко, В.С. Дайча, преподавателя ЦМШ Д.А. Рябовой, а также профессора Санкт-Петербургской консерватории А.М. Сандлера.

В 2021г. Саша постигал искусство исполнительства в творческой школе «Россия-территория талантов» под руководством Богдановой Н.В. Мальчик выступал и в качестве композитора в «Концерте собственных сочинений», который проходил в ОЦ «Сириус» по итогам мастер-классов по композиции преподавателя Академии им. Гнесиных — К. А. Бодрова.

Достаточно обычное по нашим временам портфолио для талантливого и успешного юного пианиста к 12 годам, если бы не одно «но». Саша начал обучение игры на инструменте в 9 лет, когда поступил в 1-й класс ДШИ села Краснокумского Ставропольского края. В 2021 году мальчика принимают из 2-го класса школы искусств сразу в 5-й класс ССМШ. Тогда что же ждать от такого самородка дальше?

Как можно обогнать сверстников в освоении фортепиано за столь короткий период, о невероятной работоспособности и любви к музыке – Александр Куликов.

— Саша, Ваша творческая биография как пианиста охватывает всего около 3-х лет, но тем она и удивительна, что за это время скачок профессионального развития просто колоссальный! Вы в 2019 году поступили в музыкальную школу в возрасте 9,5 лет, хотя многие из Ваших коллег начинают обучение на инструменте гораздо раньше. Расскажите, как Вы решили заниматься на фортепиано, кто привёл Вас в музыкальную школу?

 — В школу меня привёл счастливый случай. Я интересовался музыкой с ранних лет: выстукивал ритмы, копировал голосом различные звуки. Когда я был маленьким, у нас дома появилось фортепиано для занятий сестры. Мне тоже хотелось учиться музыке, но мама не поддерживала мой интерес. С 5 лет я занимался дзюдо, шахматами, мама видела меня только в спорте. Получилось так, что для развития дыхательной системы врачи рекомендовали мне заняться плаванием или вокалом. ДШИ находилась рядом с домом, поэтому подали документы на вокал, кларнет и фортепиано.

 — Поступая в специальную музыкальную школу, зачастую ребята идут год в год или один класс повторяют, чтобы лучше освоиться на новом непривычном месте. Вы поступили из 2-го класса сельской школы сразу в 5-ый спецшколы при Ростовской консерватории. Расскажите подробнее об этом.

  — Во время пандемии школа не работала — это весна и осень 2020 года. Мы ездили к репетитору по фортепиано в Пятигорск, она и посоветовала нам подать документы в ССМШ (колледж) при РГК им. С.В. Рахманинова. И когда музыкальная школа открылась, примерно в ноябре 2020 г., мы начали готовиться к поступлению. Было трудно, занимался по 5-8 часов в день. В выходные ездили к репетитору по фортепиано. Меня поддержали в этом моя первая преподаватель по фортепиано Долуханова Лиана Андреевна, преподаватель сольфеджио Беликова Наталья Олеговна — огромное им спасибо, совместными усилиями всё получилось.

 — Расскажите, пожалуйста, о Вашем педагоге в школе. Где она сама училась, как она с Вами занимается?

 — Мой педагог по специальности — Инна Ивановна Серебрянская. Она закончила Краснодарское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова, Ростовский государственный музыкально-педагогический институт — сейчас это РГК им. С.В. Рахманинова. Имеет Почётную грамоту Министерства Культуры, Заслуженный деятель ВМО, преподаватель высшей категории. За полтора года обучения она помогла мне преодолеть много трудностей. Мы занимаемся постановкой рук, укреплением пальцев, работаем над гаммами. До поступления в ССМШ я их вообще не играл. Техника игры у меня была слабая. Решаем много музыкальных задач. Кроме ССМШ я учусь у Инны Ивановны ещё в одной школе, ДШИ №1 им. В.С. Ходоша. Это для того, чтобы у меня было больше уроков по специальности с преподавателем. Иногда занимаемся до закрытия школы. Она фанат своего дела и полностью выкладывается в работе, доводит всё до совершенства. Мне очень повезло, что я учусь у неё.

 — Как организованы Ваши домашние занятия – занимаетесь самостоятельно или кто-то из родителей помогает?

 — Занимаюсь самостоятельно. Мама составляет расписание, чтобы удобней было контролировать количество часов для занятий уроками и музыкой. С количеством времени для занятий на фортепиано проблем нет, так как мы живём в общежитии РГК и можно играть на инструменте хоть целый день и до 23.00 часов.

 — Как пришла идея участия во Всероссийском конкурсе пианистов имени М.С. Лебензон в Новосибирске?

Александр Куликов: "Там, где есть инструмент и 2-3 человека - уже сцена"
Программа Саши на Конкурсе им. М.С. Лебензон

 — В конкурсах я участвую регулярно. Когда узнали, что будет конкурс им. М. С. Лебензон, решили, что обязательно примем участие. И очень приятно было получить оценку такого высокопрофессионального жюри. Обязательно буду участвовать в этом конкурсе уже в другой возрастной категории.

 — Вы часто принимали участие в мастер-классах, в частности, проходили курс у профессора Санкт-Петербургской консерватории – Александра Михайловича Сандлера. Что даёт Вам такая дополнительная форма образования, что запомнилось на мастер-классах больше всего?

 — Мастер-класс — это всегда интересно и полезно. Он даёт возможность рассмотреть в другом свете произведение, которое ты исполняешь уже некоторое время и у тебя сложились определённые представления, образы. После каждого мастер-класса происходит шаг ещё на одну ступеньку выше. Общение с талантливыми, интересными людьми вдохновляет.

 — Вы сочиняете музыку: для каких инструментов, какие произведения есть в Вашей папке композитора?

 — Ну, пока у меня только одно произведение, называется «Пьеса-речитатив». Я написал его во время мастер-классов в ОЦ «Сириус».

 — Саша, Вы часто участвуете в конкурсах пианистов, какая победа самая дорогая для Вас и какое поражение было самым поучительным?

 — Самая дорогая победа – это, конечно, самая первая победа, она случилась на краевом конкурсе пианистов. Это было в конце первого года учёбы, и для меня это было большим достижением. А поучительное поражение запомнилось — на конкурсе им. А. Г. Скавронского в Волгодонске, в 2022 году. Посмотрел, понял к чему стремиться надо. Очень хотелось сыграть концерт с оркестром во втором туре, но не прошёл. Зато в составе фортепианного дуэта выиграли 1- ю премию. Это сгладило все переживания.

 — Кем Вы себя видите в будущем – композитором или всё же пианистом?

 — Пианистом. Я счастлив, когда есть возможность исполнять произведения для публики. Там, где есть инструмент и 2-3 человека, которые меня слушают, уже сцена. Это вдохновляет.

 — Какие интересы есть у Вас помимо музыки?

 — Я люблю играть в шахматы, футбол, читать книги-исторические, про ВОВ и мне нравится рисовать.

 — Ваши друзья – только ребята-музыканты?

  — Да, практически все. И после смены в «Сириусе» друзей-музыкантов прибавилось, это ребята из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга. Только один мой друг не музыкант, мы видимся с ним только на каникулах, когда я приезжаю домой.

 — Какой у Вас любимый композитор?

 — Особенно любимые композиторы — это С. Рахманинов, С. Прокофьев, А. Скрябин, Ф. Шопен, Л. Бетховен, Ф. Лист.

 — Какое произведение хотели бы сыграть обязательно?

 — Мне хотелось бы исполнить Концерт №2 С. Прокофьева и «Время вперёд» Г. Свиридова с оркестром. Восхищаюсь этой музыкой.

 — Нужно ли слушать исполнение других музыкантов того произведения, которое Вы разучиваете? Почему?

 — Я думаю, что надо. В профессиональном исполнении. Но не следует копировать манеру исполнения, слепо подражать. Например, я играл «Юмористическое скерцо» Прокофьева, у меня сложились свои представления об этой пьесе, а когда я послушал, как исполняет сам Прокофьев, был очень удивлён, насколько по-другому это может звучать, понял, какое может быть качество исполнения.

 — Можно ли музыканту расстраиваться от неудачного исполнения на концерте или конкурсе, и как преодолеть это состояние грусти?

 — Можно, но ненадолго и не всерьёз. Как преодолеть? — не зацикливаться на этом, смотреть вперёд, работать над ошибками.

 — Говорят, что Вы обладаете большой музыкальной памятью. Считали ли Вы сколько музыки держите в голове по времени?

 — Часа 3 примерно.

 — Расскажите о Ваших творческих планах и о мечтах, которые к музыке не относятся.

 — Творческие планы самые обычные: работа над новой программой, участие в конкурсах. Мечтаю о путешествии во времени, полёте в космос, и чтобы все были здоровыми и счастливыми.

Фото предоставлено мамой Саши — Ольгой Владимировной и пресс-службой НМК им. А.Ф. Мурова

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Оксана Гайгерова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.