Дирижер Владимир Ткаченко: «Мне интересна эмоциональная насыщенность произведения и качество звучания солистов»

Дирижер Владимир Ткаченко: «Мне интересна эмоциональная насыщенность произведения и качество звучания солистов» Культ.Интервью
Новосибирская оперная публика познакомилась с дирижером Владимиром Ткаченко в декабре 2023 года. Впервые главный дирижер Пермского театра оперы и балета встал за оркестровый пульт НОВАТа в спектакле «Волшебная флейта».

Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по классу альта (класс А. Людевига, 2007) и поступил в аспирантуру консерватории (класс А. Рихтера). Стажировался в Университете Северной Айовы (США, 2009) под руководством Джулии Буллард и в Струнной академии Нидерландов (2010) в классах Стефана Метца и Марка Данеля. Продолжил обучение в направлении дирижерской деятельности: в 2014-2015 в Академии музыки и театра ADADS (Пьяченца, Италия), класс Марко Беретта; в 2016 у профессора Берлинской консерватории Фреда Буткевица. Стипендиат Правительства Российской Федерации.

С 2019 – солист оркестра (альт) и дирижер и главный дирижер Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского. В качестве дирижера ведет спектакли театра: оперы «Дон Жуан» Моцарта, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Так поступаю все женщины» Моцарта, «Фауст» Гуно, «Летучий голландец» Вагнера, «Иоланта» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Норма» Беллини, «Кармен» Бизе, балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Чайковского, «Баядерка» Минкуса, «Шут» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Шахерезада» на музыку Римского-Корсакова, «Конькобежцы» на музыку Мейербера, «Анюта» на музыку Гаврилина, «Корсар» Адама (Адана).

В марте сотрудничество маэстро с нашим театром продолжится. Под его управлением пройдут два спектакля из популярного цикла «Моцартиана» на Малой сцене, а также опера «Паяцы» на Большой сцене.

Накануне своих мартовских спектаклей Владимир Ткаченко рассказал о себе и своем профессиональном становлении.

Вы начинали музыкальную карьеру как альтист, когда возникло желание стать дирижером?

Я, наверное, был в десятом классе. Наш камерный оркестр готовился к фестивалю, дирижировал руководитель филармонии… Я перебивал дирижера, который вел репетицию, давал советы струнникам. Это было очень забавно, но у нас был очень дружный коллектив, дружеская атмосфера: никто никому не запрещал участвовать в процессе. Но, наверное, с моей стороны было уж очень много таких замечаний, поэтому дирижер сказал: «Слушай, ты мне надоел. Если ты такой умный, то вставай за пульт и сам проводи репетицию». Я не испугался и встал за пульт, а дирижер ушел в зал, сел. Я провел репетицию до конца, всем было весело. Естественно, это было вовсе непрофессионально с моей стороны. Я вообще тогда плохо понимал, что такое дирижерские жесты, дирижерская техника. В тот момент меня больше всего беспокоило качество как своей собственной игры, так и игры тех, с кем я работал. А после репетиции дирижер ко мне подошел и похвалил, чего я от него совсем не ожидал. И сказал: «Тебе стоит серьезно задуматься о дирижировании».

А как вы вообще стали заниматься музыкой?

Конечно, меня в музыку привели родители. Наверное, как и большинство музыкантов. Причем родители у меня никак не связаны с музыкальной сферой. Я родился в Крыму, в Алуште, там мой дом находится. И мама отвела меня в музыкальную школу. Причем было тоже очень забавно: когда педагоги по очереди показывали свои инструменты, я, естественно, выбрал контрабас, поскольку он был самый большой. С тех пор и началось. Когда родители отдавали меня в школу, они не возлагали особых надежд на то, что я буду успешно развиваться в музыкальном направлении, тем более заниматься музыкой профессионально. Скорее, они хотели чем-то занять меня. Тогда ведь все родители старались пристроить детей в какие-то кружки, секции, художественные школы. Я помню, что одно время даже занимался греко-римской борьбой. Потом мне пришлось это оставить, потому что это достаточно опасный вид спорта. Я сделал свой выбор в пользу музыки.

Владимир, а как вы оказались в Перми? Пермь ведь далеко от Крыма.

Между Пермью и Крымом огромная временная дистанция, на которой много всего интересного происходило. Я поступил в питерскую консерваторию, после из аспирантуры уехал на стажировку в Штаты, год там прожил, стажировался в университете. Я не окончил там университет, поскольку меня не отпускали на концерт в Москву. Мне предложили сыграть концерт в Москве с «Новой Россией», и, собственно, я сделал выбор. Взял билеты и через неделю улетел сам.

А как вошел в вашу жизнь музыкальный театр?

Я учился после этого еще год в Амстердаме. И когда я был в Амстердаме, мне позвонил мой приятель. В тот момент в Улан-Удэ в Бурятии после реконструкции открывался театр оперы и балета. Меня попросили приехать помочь: оценить уровень музыкантов, посмотреть, что можно вообще со всем этим сделать, и предложили остаться там дирижировать в том числе. А поскольку на тот момент я уже был серьезно этим увлечен, я согласился. Таким образом, я вернулся в Россию и остался. А когда уже работал в Бурятии, министр культуры попросил меня параллельно с оперным театром создать еще и струнный оркестр в филармонии. Параллельно со всем этим мне предложили создать классы в музыкальном училище. Вот этим всем я занимался. Тогда же меня стали приглашать к сотрудничеству с musicAeterna, который на тот момент базировался в Перми. В течение нескольких лет я приезжал в Пермь на разные проекты. И когда musicAeterna переезжал в Петербург, руководство Пермского театра предложило мне остаться, а этой осенью меня назначили главным дирижером.

Теперь вы планируете часто приезжать в Новосибирск?

Тут все зависит от вас. Вы приглашаете, я приезжаю. Мне очень нравится ваш театр.

Вы наверняка сталкивались в работе с нашими артистами еще до того, как впервые продирижировали в нашем театре.

Вы знаете, мы все имеем представление о Новосибирском оперном театре. Хотя, мне кажется, даже в Улан-Удэ я пересекался с новосибирскими артистами.

В нашем театре в марте вам предстоит дирижировать тремя операми ‒ «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Паяцы». Что вам из этого ближе?

Вы знаете, приглашение продирижировать моцартовский репертуар в вашем театре исходило от Михаила Татарникова. Мы с ним вместе работали в Перми. И, наверное, он видел или знает, что в силу того, что я обучался в Амстердаме, мне удалось как-то воспринять западноевропейские исполнительские традиции, которые, собственно, и в Перми я передаю и развиваю. Стилистики опер Моцарта это напрямую касается, и для нас это очень важно. Михаил Петрович позвонил и предложил мне сотрудничество с НОВАТом, а я с удовольствием согласился. Так сложилось, что у меня этот год получился очень насыщенным в плане именно моцартовского репертуара ‒ три или четыре оперы Моцарта, вот буквально на днях была большая опера. В общем, такой моцартовский год. Я люблю Моцарта. Я уверен, что мы не можем играть Моцарта так же, как остальную оперу ‒ немецкую, например, даже того периода. Особенно если глубже копнуть и отойти от общих вопросов стилистики композитора, а также применимых к этой стилистике исполнительских средств – у Моцарта это особые средства. У него в музыке совершенно своя атмосфера. Какой номер ни возьми, в нем можно черпать какое-то огромное количество музыкальных состояний, прежде всего исполнителю. У него даже в одной арии меняется фактура. И вот при помощи тех средств, к которым я очень бережно отношусь, мы можем стараться поймать все многообразие этих состояний. Именно этим Моцарт мне очень интересен. В его музыке заложено огромное количество составляющих в плане музыкальной психологии.

Вам еще предстоит дирижировать в «Паяцах» на Большой сцене. Вы ведь еще не сталкивались в работе с этим сценическим пространством?

Когда ты попадаешь в новый зал, надо постараться его понять, почувствовать его. Здесь, мне кажется, очень важно понять акустику, потому что это очень большой зал, и я полагаю, что он очень специфический по звучанию. Вот это будет моя основная задача: заполнить зал, налить его звуком, понять, как взаимодействует оркестр с залом, с певцами. От этого и в работе дирижера многое должно меняться все-таки, а у нас есть не такой большой запас времени. Но мы постараемся все сделать достойно.

Чем вам интересен сам музыкальный материал «Паяцев»? Чего бы вы хотели добиться в первую очередь?

Как и всегда, мне очень интересно качество музыкального произношения в целом. Мне интересна эмоциональная насыщенность любого произведения и качество звучания солистов. Но у вас прекрасный состав, поэтому нам самое главное сойтись и понять друг друга.

Приглашаем ценителей оперного искусства на спектакли под управлением маэстро Владимира Ткаченко:

  • В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро» ‒ 6 марта в 19:00 на Малой сцене.
  • В.А. Моцарт «Волшебная флейта» ‒ 20 марта в 19:00 на Малой сцене.
  • Р. Леонкавалло «Паяцы» ‒ 21 марта в 19:00 на Большой сцене.
  • Материал подготовлен при участии Александра Савина

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Марина Иванова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.