Борис Грузин: с Новосибирским театром оперы и балета у меня кровная связь

Борис Грузин: с Новосибирским театром оперы и балета у меня кровная связь Культ.Интервью

В период подготовки к премьере балета «Тщетная предосторожность», который более шестидесяти лет украшает сцену лондонского театра «Конвент-Гарден», мне довелось переговорить с Дугласом Джеймсом Николсоном — театральным художником Королевского балета Бирмингема, приехавшим в Новосибирск осуществлять техническое руководство постановкой балета «Тщетная предосторожность», иными словами, воссоздать сценографию и костюмы оригинального спектакля Фредерика Аштона. Когда я рассказал господину Николсону о том, что дирижер Борис Грузин, работавший последние годы в Королевском балете, долгие годы работал в Новосибирске, и именно он, совместно с Олегом Виноградовым, осуществлял легендарную постановку «Золушки» в Новосибирске в 1964 году, Дуглас несказанно удивился и заявил, что он хорошо знаком с Борисом Ефимовичем и очень рад вот таким неожиданным связям наших театров. В этой связи нам показалось уместным опубликовать интервью с дирижером, которое он дал Марине Ивановой в 2017 году.

Александр Савин

Итак народный артист РСФСР, профессор Борис Ефимович Грузин, дирижер (1963-1969,1976-1986) и главный дирижер (1986-1989) Новосибирского театра оперы и балета. Личность и творческая деятельность маэстро – незабываемая, яркая страница жизни нашего театра.

Борис Грузин: с Новосибирским театром оперы и балета у меня кровная связь
Борис Грузин

Новосибирский театр, знакомый маэстро с детских лет, занимает особое место в его творческой судьбе. Отец, Ефим Ефимов, артист балета и балетмейстер, танцевал в Новосибирском театре с 1945 по 1965 год. «Наша семья переехала в Новосибирск в 1945 году, в год открытия театра, – рассказал Борис Грузин. – Тогда здание ещё не было целиком освоено, не было цехов, и многие артисты и даже некоторые руководители – главный художник, главный балетмейстер и главный дирижёр – жили, как и наша семья, в самом театре. Стоило подняться на один пролёт по лестнице, и я уже оказывался на третьем ярусе. В театре у меня появились друзья-одногодки, с которыми мы вместе смотрели все постановки, зная на память весь репертуар театра».

Борис Грузин окончил музыкальное училище при Московской государственной консерватории по классам фортепиано и теории музыки, а в 1963 году с отличием окончил факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (класс Б.Э Хайкина).

«Я был на пятом курсе консерватории, когда получил приглашение в новосибирский театр. Для меня это была большая радость и гордость, поскольку с этим театром я ощущал почти кровную связь, – вспоминает дирижёр. – Я обратился за советом к декану нашего факультета в консерватории, объяснив, что получил приглашение работать в театре в середине учебного года. На что декан ответил: «Вы поезжайте, работайте, но вы будете отчислены из консерватории, – тут у меня ёкнуло сердце. – С правом сдать экзамены в конце учебного года». Я приехал в Новосибирск. Первой постановкой, в которой я участвовал как ассистент дирижёра, был «Дон Жуан» Моцарта, где музыкальным руководителем был дирижёр Михаил Бухбиндер. Затем я участвовал в гастролях театра в Москве, где дирижировал своими спектаклями, а после этого сдал экзамены в консерватории. Считаю, что с новосибирским театром у меня связана полоса везения».

После окончания консерватории Борис Грузин работал в новосибирском театре уже как дирижер (с 1963 по 1969 год). В 1969 году его пригласили на пост главного дирижёра в Одесский театр оперы и балета.

«В то время в Новосибирске и в Одессе были очень хорошие театры. В Одессе была звонкоголосая оперная труппа, с которой можно было делать очень интересные музыкальные спектакли, – отметил дирижер. – В то же время новосибирский театр был солидным и славился концептуальными постановками. Мне трудно сейчас отдать предпочтение какому-либо из них. Мне нравилось работать и там, и там».

В 1976 году Борис Грузин вновь возвращается дирижером в Новосибирский театр оперы и балета, а с 1986 по 1989 год занимает пост главного дирижера. В новосибирском театре он как дирижёр и музыкальный руководитель осуществил более 20 постановок оперных и балетных спектаклей. Среди них, балеты «Золушка» Прокофьева в постановке Олега Виноградова, «Спартак» Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича, «Спящая красавица» Чайковского, а также оперы «Мавра» Стравинского, «Отелло» Верди и «Паяцы» Леонкавалло, «Фиделио» Л. Бетховена, «Галька» С. Монюшко, «История колуна и собаки» В. Рубина (первая постановка).

«В новосибирском театре я много работал и с оперными постановками, и с балетами, – рассказал Борис Грузин. – Многие дирижёры боятся работать с балетами, где есть определённые условности, о которых нужно уметь договориться. Но я умел это делать. «Золушка», которую мы ставили в новосибирском театре вместе с хореографом Олегом Виноградовым и художником Валерием Левенталем, была моя первая большая самостоятельная работа. И мне, и Виноградову было немногим более 20 лет, и для нас обоих это был первый большой спектакль, который мы ставили самостоятельно»

Борис Грузин: с Новосибирским театром оперы и балета у меня кровная связь
1977 год. Балет «Спартак» Дирижер Борис Грузин, Людмила Кондрашова, Марис Лиепа, Лариса Матюхина, Александр Балабанов

В 1977 году Юрий Григорович перенёс на новосибирскую сцену свой легендарный балет «Спартак». Музыкальным руководителем и дирижёром постановки выступил Борис Грузин. «Я очень серьёзно готовился к этому спектаклю», – сообщил дирижёр. Тогда на постановку «Спартака» в Новосибирск приезжал и сам Юрий Григорович, и композитор Арам Хачатурян, который пригласил Грузина в Москву, где они вместе работали над партитурой «Спартака».

«Спартак» не был первой постановкой Григоровича в новосибирском театре. До этого были поставлены «Каменный цветок», а затем «Легенда о любви» – два выдающихся спектакля, с которых началась новая эпоха в современном балетном театре, – отметил Борис Грузин. – Должен сказать, что в балете «Легенда о любви» в нашем театре тогда был звёздный состав – Рита Окатова, Таня Зимина, Лидия Крупенина, и было два замечательных Ферхада – Никита Долгушин и Константин Бруднов. Возможно, во мне говорят патриотические чувства по отношению к новосибирскому театру, но, по моему мнению, таких исполнителей тогда не было даже в Кировском театре, где этот балет впервые был поставлен».

С 1993 года Борис Грузин – дирижер Мариинского театра. Спектаклями театра дирижировал в Великобритании, США, Канаде, Германии, Австрии, Голландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Южной Корее, Японии, Италии, Испании, Австралии. Член жюри международных конкурсов оперных певцов им. М.И. Глинки (1986) и им. Н.А. Римского-Корсакова (1997, 1999).
Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории (с 1996).
В качестве приглашенного дирижера выступает на сценах театра г. Оулу (Финляндия), оперного театра г. Овьедо (Испания), с 2003 г. постоянно сотрудничает с Королевским театром Ковент-Гарден (Лондон, Великобритания).


Поделиться в соц.сетях
Марина Иванова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.