«Пиковая дама» — величайшее произведение мирового оперного искусства. Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития. Характерные черты стиля П.Чайковского получили здесь своё наиболее полное и совершенное выражение.
Сюжет, предложенный композитору его братом, Модестом Ильичом, не сразу заинтересовал Петра Ильича, как в своё время и сюжет «Евгения Онегина». Но когда он всё же овладел его воображением, Пётр Ильич стал работать над оперой «с самозабвением и наслаждением», и опера в клавире была написана в поразительно короткий срок — за 44 дня. В письме к Н.Ф. фон Мекк П.И.Чайковский рассказывал: «Случилось это таким образом: брат мой Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы»…А директор театров Всеволожский увлёкся мыслью, чтобы я написал на этот самый сюжет оперу и притом непременно к будущему сезону. Он высказал мне это желание, и так как это совпало с моим решением бежать из России в январе и заняться сочинением, то я согласился… мне очень хочется работать, и если удастся хорошо устроиться где-нибудь в уютном уголке за границей — мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в дирекцию клавираусцуг, а летом буду инструментовать его». П.Чайковский уехал во Флоренцию и начал работать над «Пиковой дамой».
Либретто оперы в очень большой степени отличается от оригинала. Произведение А.Пушкина — прозаическое, либретто — стихотворное.
Когда П.Чайковский принялся за работу, он внёс изменения в либретто и сам частично написал поэтический текст, введя в него также стихи поэтов-современников А.Пушкина — Державина, Жуковского, Батюшкова.
Премьера оперы прошла с большим успехом.
Вероника ДЖИОЕВА исполняет арию Лизы «Уж полночь близится».
Дирижёр — Андрей ЛЕБЕДЕВ.