Авторы материала Марина Иванова и Александр Савин
В сентябре, впервые за шесть лет, на сцене НОВАТа выступит Иван Гынгазов – сибирский тенор, покоривший оперный мир. Уроженец Новосибирска, выпускник Новосибирской консерватории, начинавший свой творческий путь в Новосибирском театре оперы и балета, сегодня Иван – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», приглашенный солист Мариинского театра, лауреат Национальной оперной премии «Онегин», широко известный и востребованный на мировой сцене певец.
Иван успешно выступал в венской, дрезденской, греческой, ташкентской, и других операх мира. В его репертуаре – величайшие теноровые партии, а среди недавних ангажементов – заглавные партии в «Садко» Римского-Корсакова и «Лоэнгрине» Вагнера на сцене Большого театра России, исполнение партий Андрея Морозова («Опричник») в Михайловском театре и Манрико («Трубадур») на сцене Руанского Нормандского оперного театра, дебюты в Парижской национальной опере и в Сиднейской опере.

Гостям НОВАТа представится редкая возможность услышать две блестящие работы Ивана Гынгазова – партию Хозе в опере Ж. Бизе «Кармен» и партию Радамеса в «Аиде» Дж. Верди.
Накануне выступлений на сцене своего первого театра Иван Гынгазов рассказал о сегодняшнем этапе своей твоей творческой карьеры.
Ваш творческий путь начинался в Новосибирском театре оперы и балета – сначала в оркестре, затем – в оперной труппе. Поделитесь воспоминаниями о том периоде вашей жизни.
Я в новосибирском театре знаю, наверное, каждый уголок. Я начал посещать театр примерно с 2000 года, сначала просто как зритель. Я посмотрел много оперных спектаклей, среди которых «Князь Игорь», «Борис Годунов» в постановке Иркина Габитова, с которым позже довелось лично познакомиться и поработать. Это были замечательные спектакли, в которых пели прекрасные артисты, и это сыграло немаловажную роль в моей жизни.
Традиционный вопрос, который часто задают артистам, музыкантам: что привело вас в профессию? С чего начиналось ваше увлечение музыкой?
У меня вся семья была музыкальной – начиная с прадеда, деда, которые слушали по радио концерты, музыкальные спектакли. Прадед, вообще, был глуховат, но располагался максимально близко к радиоприемнику и слушал Шостаковича, Чайковского – всю классику, которую транслировали тогда. Дед очень любил зарубежную эстраду своего времени, тоже много слушал, а наша соседка преподавала фортепиано, и я немного играл у нее. Собственно, в нашем доме всегда звучала музыка. Но настоящий интерес к опере проснулся у меня лет в 12, в музыкальной школе, благодаря нашей учительнице. Мы изучали «Бориса Годунова» – шли на эту оперу в театр, изучали «Евгения Онегина» – ходили на этот спектакль. Меня это по-настоящему захватило, и все свободные вечера я старался проводить в театре.
Кто из певцов нашего театра тогда был вам особенно интересен, у кого хотелось учиться, или, может быть подражать?
У нас в театре тогда была плеяда талантов: Галина Бибичева, Татьяна Горбунова, Ольга Бабкина, Татьяна Ворожцова, Светлана Савина – потрясающая певица, Прудники – Владимир и Александр, Владимир Урбанович, Олег Видеман, который тогда начинал в театре – это только те, кого я сразу вспомнил. Вдобавок я слушал много записей. К примеру, пластинка со знаменитой «Кармен» с Марио дель Монако и Ириной Архиповой была затерта мной, что называется «до дыр». Я очень любил слушать Зураба Анджапаридзе, Владимира Атлантова, многих других хороших певцов, и да – пытался подражать. Что, пожалуй, в дальнейшем мне и помогло в моей карьере.

А желания уйти в эстрадный вокал не было?
Признаюсь, было. Я изначально хотел стать эстрадным певцом, представлял себя на эстраде, когда в детстве смотрел передачу, которую, наверное, помнят все – «Песня года».
У кого вы учились в консерватории?
Я начинал у замечательного педагога – Нины Ивановны Лубяновской, среди тех, кто у нее учился – Максим Аксенов, он начинал у Нины Ивановны, Ольга Колобова, мировые звезды Галина Горчакова, Этери Гвазава. Когда Нина Ивановна ушла из жизни, я заканчивал консерваторию уже с Мариной Гамидовной Ахмедовой – солисткой музыкального театра, тоже прекрасным педагогом, которая верила в меня.
В оперную труппу театра вас пригласили сразу по окончании консерватории?
Нет, меня никто не приглашал. Я довольно успешно заканчивал учебу в консерватории и на пятом курсе сам подошел к Айнарсу Рубикису, который тогда был главным дирижером, попросил меня прослушать. Но в театре у меня как-то не складывалось, поэтому я решил прослушиваться в другие театры и, признаюсь, мало где мне отказали.
Сейчас вы будете петь в двух спектаклях вместе с Полиной Шамаевой и ведущими солистами нашего театра – Гурием Гурьевым, Алексеем Зеленковым, Ксенией Дудниковой. В работе, или во время учебы вы пересекались с ними?
С Гурием Гурьевым мы знакомы еще со времен музыкальной школы, с Алексеем Зеленковым мы учились вместе, общались. А с Полиной Шамаевой мы только что вместе пели концерт в Нижнем Новгороде – она прекрасная певица, настоящий профессионал. С Ксенией Дудниковой мы пели премьеру «Садко» в Большом театре, пели «Кармен» памяти Елены Васильевны Образцовой в зале «Зарядье». Вообще, мы дружим, Ксения – просто невероятная певица.
Ваш карьерный взлет – по другому не назовешь – начался с «Трубадура» Верди, в «Геликон-опере», а сейчас будете петь в «Аиде» на нашей сцене, в знакомой вам постановке Вячеслава Стародубцева. Вердиевский репертуар приносит вам удачу?
Безусловно, «Трубадур» – знаковое для меня название. А постановка Вячеслава Васильевича мне знакома, я даже в ней репетировал, но не спел. Впервые я исполнил Радамеса в 2019 году в Концертном зале имени Чайковского, после – в «Геликон-опере», в Мариинском театре, а вскоре буду петь в Бангкоке, на Фестивале музыки и танца, в котором Новосибирский театр оперы и балета не раз участвовал. Я очень люблю роль Радамеса и чувствую себя вполне комфортно в этом материале. Здесь самое трудное – первая ария, когда ты еще не разогрет, но если режиссер поставил эту сцену без каких-то сложных и неудобных для артиста перемещений, когда нужно задействовать весь технический арсенал, никаких сложностей у меня не возникает.
Вам также предстоит исполнить партию Хозе в «Кармен» – спектакле легендарном для нашего театра. Расскажите об этой своей работе.

Вы не поверите – я был на премьере этого спектакля 15 декабря 2001 года! Пели тогда Татьяна Горбунова, Олег Видеман, Татьяна Зорина. Это, конечно, было событие! Я был под сильнейшим впечатлением! Мне тогда даже сказали: «У тебя будто какая-то эйфория». Это было настолько ново, ярко, интересно. Спектакль поставили Алексей Степанюк, с которым я встречаюсь в работе в Мариинском театре, и действительно легендарный театральный художник Игорь Гриневич. Его спектакли просто незабываемы: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Князь Игорь». Его имя может стоять в одном ряду с выдающимися современными мастерами сценографии. Поэтому для меня это тоже будет особенный спектакль.
С какими чувствами вы возвращаетесь на сцену своего первого театра? Это будет триумфальное возвращение?
Давайте я сначала спою, а потом будет видно – триумфальное ли это возвращение. Безусловно, волнение есть, ведь меня в Новосибирском театре наверняка помнят как Ваню Гынгазова, начинающего певца, которого, наверное, не совсем всерьез воспринимали тогда. Поэтому, безусловно, хотелось бы выступить достойно, есть волнение, ответственность перед публикой. Я понимаю, что всем понравиться невозможно, но хочется, чтобы в театре не были мной разочарованы, а зрители получили настоящее удовольствие от спектакля и ушли с положительными эмоциями. Волнение бывает почти всегда, но, обычно, в гостиничном номере, в гримерке, а когда выходишь на сцену, начинаешь петь – волнение исчезает и появляется кураж.
Ваши пожелания новосибирским зрителям?
Я в первую очередь хотел бы пожелать радоваться жизни, наслаждаться каждым мгновением. Для меня в этом пример – мой педагог, она умеет радоваться мелочам: разгадывает кроссворд или играет в компьютерную игру – получает удовольствие, играет на фортепиано или поет – получает удовольствие. И я желаю зрителям иметь вкус к жизни и также получать удовольствие от всего и, конечно, быть здоровыми.
На обложке Николай Римский-Корсаков «Садко» Мариинский театр, фото Натальи Разиной
Ж. Бизе «Кармен» — 17 сентября в 17:00.
Дж. Верди «Аида» — 24 сентября в 17:00.
Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».