Композитор – не женская профессия?

Композитор – не женская профессия? Культ.Интервью
Елена Демидова о начале пути на музыкальном поприще, отличительном композиторском языке и предстоящем творческом вечере в Новосибирской филармонии

CultVitamin.ru внимательно следит за работой Сибирской организации Союза композиторов и в меру своих сил старается освещать ее деятельность, тем более в ее юбилейный год. Широкая общественность узнает о работе организации прежде всего из знаковых концертных и театральных проектов. Положение странное.

После широкого анонса концерты, проходящие в рамках крупных фестивалей региона, таких как «Транссибирский арт-фестиваль», на крупных российских сценах, таких, как НОВАТ, имеют стабильный успех у публики и живой отклик у критиков. Так было и после исполнения «Скрипичного концерта» Андрея Молчанова, симфонической поэмы «Море»Бориса Лисицина,«Тобольских царевен» Елены Демидовой. Их обсуждают, о них говорят, у авторах берут интервью.

Заметными работы композиторов становятся и тогда, когда их музыка к спектаклям удостаивается Национальной премии «Золотая маска». В тот момент вдруг все вспоминают, что Сибирская организация жива, омолаживается и борется за свое существование. О результатах ее работы начинают с гордостью говорить.

Безусловно, омоложение организации вопрос очень важный. Но мы должны прекрасно понимать еще и то, что появлению новых композиторских работ и новых молодых авторов может способствовать и такой немаловажный вопрос, как создание творческой атмосферы в определённом месте, а вернее сказать — ДОМЕ, где можно собираться в любое время, исполнять свои работы, выслушивать мнение коллег и старших наставников.

Жестоко было бы думать, что композитор должен творить (а не творить он не может!) только «в стол», варясь только в каше своего собственного мнения. Произведение должно быть услышано, и автор должен получить обратную связь.

Некоторое время назад композиторская организация размещалась в историческом особняке в центре города по адресу ул. Ядринцевская, д. 25. На фасаде здания и поныне написано «Дом музыки» и размещена памятная доска сибирскому классику Аскольду Мурову. Я нередко приходил туда на концерты Сибирских композиторов, слушал высказывание музыковедов и их коллег по композиторскому цеху. Атмосфера была живой и творческой. Там был небольшой, но уютный зальчик, но он собирал 15-20 человек профессиональной аудитории. На стене размещались пачки афиш прошедших и предстоящих концертов.

Сейчас вокруг этого здания, переданного на баланс филармонии, происходят какие-то странные вещи. Композиторов там нет, а есть репетиционная база коллектива «Маркелловы голоса», что вполне допустимо, а другой этаж здания постоянно сдается в аренду. При этом руководство филармонии не участвует в этом процессе. Согласитесь, странная ситуация.

Композитор – не женская профессия?

Концерт 6 октября в музыкальной гостинной Новосибирской филармонии не совсем обычный концерт. Мы отмечаем в этой программе восьмидесятилетие нашей композиторской организации, но на этот раз здесь будет представлена женская часть нашей организации. Композиторы женщины разных поколений хорошо известны. Это Елена Джагарова, Ираида Сальникова, Оксана Сереброва, Мария Красилова, Наталия Канторович и Елена Захарова. Этот концерт является авторским концертом Елены Демидовой. Автор который достаточно часто появляющийся перед нашей публикой. Достаточно вспомнить ее дебют на VIII Транссибирском-арт фестивале, где в симфонической программе прозвучало ее сочинений «Тобольские царевны». В программе концерта 6 октября будут участвовать хорошо известные Новосибирские музыканты: сотрудники филармонии и Новосибирской государственной консерватории. Это продолжение того цикла концертов приуроченного нашему юбилею, который завершится 25 января, в день восьмидесятилетнего юбилея нашей композиторской организации, большим симфоническим концертом.

Владимир Калужский-Заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии,  Председатель Сибирской организации Союза композиторов РСФСР

Композитор – не женская профессия?
Андрей Эшпай и сибирские композиторы во главе с Муровым. На стене афиши концертов

6 октября в музыкальной гостиной камерного зала Новосибирской государственной филармонии состоится творческий вечер композитора Елены Демидовой. В преддверии вечера мы встретились с Еленой Петровной и поговорили.

-Когда вы почувствовали желание играть и сочинять музыку.

-Я начала заниматься музыкой очень поздно – в 13 лет. Так сложились обстоятельства. В Детскую музыкальную школу меня не взяли по возрасту, и я два года занималась в фортепианном кружке при Доме Культуры Железнодорожников в Первомайском районе Новосибирска, пока не узнала про музыкальную школу для взрослых, в которой я продолжила своё обучение и закончила её за два года экстерном с отличием. Этим я конечно обязана замечательным педагогам: Н.П.Коляденко (ф-но), Л.В.Федотовой (ф-но), И.В.Лелюшкиной (сольфеджио, гармония), Т.А.Роменской (муз. литература).
Всё это я говорю к тому, что, чтобы исполнилась моя заветная и, как казалось тогда, несбыточная мечта поступить в Музыкальное училище, мне пришлось в буквальном смысле заниматься на фортепиано и день и ночь, чтобы наверстать упущенное время. Так что свободного времени у меня просто не было на то, чтобы что-то музицировать «для души».
Не смотря на школьные успехи, я, всё-таки не решилась поступать на фортепианное отделение Музыкального училища, ведь, хоть у меня и был аттестат об окончании музыкальной школы для взрослых, фактически было только четыре года занятия на фортепиано. Поэтому я поступила на Дирижёрско-хоровое отделение и год очень успешно проучилась там, овладевая мастерством хормейстера. Одновременно я продолжала усердно заниматься на фортепиано у В.Б.Калиновского, упорно двигаясь к своей мечте стать пианисткой! На следующий год, забрав документы из Музыкального училища (перевестись с отделения на отделение было нельзя), я вновь поступала вместе с
абитуриентами туда же, но уже на заветное фортепианное отделение! И, к своему счастью, не просто поступила, а меня зачислили сразу на второй курс! В класс Т.В.Саблиной! Узнав, что у меня за плечами всего 5 лет занятия на фортепиано, она сказала: «Не плохо!»

-Какие еще интересы были у Елены Демидовой и как она отнеслась к мнению Аскольда Мурова о том, что композитор — не женская профессия?


-В детстве я занималась в Студии изобразительного искусства, в Театральной студии, которой руководил засл. артист РСФСР Г.Шустер, писала рассказы, стихи. Учителя по литературе советовали мне поступать в Литературный институт. Так что творческое начало во мне присутствовало и, вероятно, должно было проявиться. Это случилось довольно неожиданно – весной перед самым окончанием Музыкального
училища, когда у меня уже был конкретный план и была готова программа для поступления в Новосибирскую государственную консерваторию на фортепианный факультет. Я очень хорошо помню этот день, очевидно потому, что он оказался знаковый! Композитор Пётр Анатольевич Ладыженский, который преподавал нам, пианистам, инструментоведение, дал в качестве домашнего задания написать четыре подголоска для струнных инструментов (для скрипки, альта, виолончели и контрабаса). Я отнеслась к этому, как к очередной досадной помехе, мешающей заниматься на фортепиано и решила
отделаться от этого максимально быстро. И так получилось, что в спешке я допустила серьёзные ошибки – «вышла» за пределы диапазонов инструментов! А когда заметила, то не стала ничего менять в подголосках, а просто добавила другие, подходящие по диапазону, инструменты. Таким образом, у меня получились подголоски, а четыре маленьких партитуры.
Пётр Анатольевич был удивлён, после урока у нас состоялся с ним серьёзный разговор и он дал мне задание написать небольшие пьесы в разных жанрах для различных инструментов. Результат оказался неплохим, и он показал меня на кафедре композиции Новосибирской государственной консерватории, где я сыграла собравшимся преподавателям, во главе с А.Ф.Муровым, свои сочинения. Мне предложено было поступать на композиторский факультет. До вступительных экзаменов ещё оставалось
немного времени, так что я могла взвешенно принять решение. За короткий весенний период, когда были написаны несколько пьес (пьеса для фортепиано по картине Айвазовского «Георгиевский монастырь», вокальная композиция «Как хороши, как свежи были розы» по Тургеневу, оркестровая пьеса «Вересковый мёд» по Стивенсону и др.), я для себя обнаружила, что то, что я раньше могла выразить в стихах, в прозе или в живописи, теперь могу выразить с помощью звуков. И я выбрала композиторский путь – где можно было бы ярче, чем в пианизме выразить своё творчество. На вступительном
экзамене А.Ф.Муров спросил меня: «Вы понимаете, что композитор – не женская профессия?». Этот риторический вопрос стал моей путеводной звездой в творчестве.

Помните ли своё первое произведение, которое исполнили на концерте перед слушателями?

-Да, конечно, помню. Это было на 4 курсе — в концерте в Большом зале консерватории студенческим симфоническим оркестром под управлением М.И.Турича был исполнен мой Диптих «Притча и Сказка».
Конечно я присутствовала на репетиции. Мне казалось, что я присутствую на собственных похоронах: когда 50 оркестрантов вдруг заиграли то, что звучало только в моей душе, и это стало всеобщим достоянием, мне показалось, что моя душа отлетела от меня! После репетиции Ю.И.Шибанов, мой учитель и наставник, понимая моё состояние, спросил меня, смеясь: «Ты жива?!»
Публика приняла сочинение хорошо и у меня даже сохранилась статья в газете с интервью М.И.Турича, где он тепло отзывался о моём дебюте!

Известно высказывание Юрия Ивановича Шибанова о том, что «композитор должен писать по одной работе в год»…

-Это утверждение Ю.И.Шибанова, я думаю, образное. Он, вероятно, имел в виду, что надо тщательно относиться к отбору материала, шлифовке уже законченного произведения. Юрий Иванович всегда говорил о том, что, приступая к очередному сочинению, композитор должен решить для себя два вопроса: «Зачем?» и «Как?» а это, согласитесь, для творческого человека равнозначно вопросам «В чём смысл жизни?» и «Что делать?». Всё это требует значительного времени на осмысление творческой задачи и не терпит суеты.
Есть ещё одно обстоятельство, которое не позволило «поставить на поток» сочинения и значительно уменьшило их количество, повысив качество — творческий принцип, не позволяющий повторно использовать однажды найденный художественный приём. Конечно, это вызывает восхищение и уважение, этому хочется следовать.


Композитор – не женская профессия?
С Юрием Ивановичем Шибановым

-Кто из педагогов наряду с Шибановым оказал большое влияние?

-Другим моим учителем по композиции был Г.Н.Иванов — я училась у него два года в ассисентуре-стажировке. Я сознательно, поступив в ассисентуру, пошла в класс к Иванову — мне захотелось нового, иного подхода к композиторскому творчеству, иного взгляда.
Творческие и педагогические методы Ю.И.Шибанова и Г.Н.Иванова были кардинально разными — это меня и привлекало. Ю.И.Шибанову, который предоставлял мне полную творческую свободу (особенно на старших курсах), я показывала материал по мере готовности, а Иванов требовал систематического посещения занятий, что для меня, не привыкшей показывать пол дела, было трудно; демократизм Ю.И.Шибанова резко контрастировал с авторитарностью Г.Н.Иванова, который контролировал каждую ноту.
Несомненно, общение с такими крупными и значительными композиторами открыло во мне многие качества, о которых я и не подозревала. С одной стороны, свободу творческой мысли, смелость, граничащую с дерзостью, с другой — «трезвая» оценка материала, сторонний беспристрастный взгляд к мелочам.

Какое произведение Вы можете считать полностью «своим»?

-Моей первой полностью самостоятельной работой стала симфония для большого симфонического оркестра «Прусские ночи» по одноимённой поэме А.Солженицына в трёх частях с Прологом и Эпилогом, продолжительностью 42 минуты. Впервые она была представлена публике в 2007г. в Большом Зале Новосибирской консерватории в необычной редакции — озвученная в компьютерной программе
Symphonic Orchestra с фото инсталляциями. Позднее фрагменты симфонии исполнялись Новосибирским филармоническим оркестром в различных программах, а в 2013г. симфония «Прусские ночи» была полностью исполнена под управлением Э.Ахмедова в рамках фестиваля «Покровская осень». С этой симфонией в 2009г. меня приняли в Союз Композиторов России.

-В основе ваших произведений лежат исторические факты и литературные произведения. Это принципиальный подход или потребность?

-Для меня это потребность. От своих учеников я этого не требую. Как известно, «каждый пишет, как он дышит». Мне удобнее писать программную музыку, я чувствую опору в литературном или художественном материале. Но я всегда обобщаю конкретную тему. Для меня определённая картина, литературный сюжет — это только точка отсчёта. Я отталкиваюсь от конкретного образа, чтобы нарисовать свою картину мира. Ни в одном моём произведении нет литературной программы как таковой, где музыка была бы иллюстрацией.
В симфонии «Прусские ночи» — размышления о разрушительной природе зла, а не о военных действиях Советской армии в Восточной Пруссии; в пьесе «Тобольские царевны» — размышления о стойкости духа русских аристократок, пострадавших от Советской власти, а не только о ссылке царской семьи в Тобольск; в сюите «Картинки из глубинки» — о человеческих судьбах, а не о картинах быта и природы; «Дымковская
игрушка» — о большой душе «маленького» человека, а не о глиняной поделке и так далее.
Опираясь на литературный и художественный материал, я, таким образом, поддерживаю коммуникативную связь со слушателем. Мне важно, чтобы слушатель получил не просто эстетическое удовольствие от красивой мелодии или гармонии, но чтобы он с помощью этой мелодии и гармонии выстроил цельный художественный образ, уловил эмоцию, которая повернула бы его к глобальным вечным проблемам: одиночество, надежда, вера. Я хочу, чтобы моя музыка заставляла задумываться.
Литературная программа в данном случае — некий код, пароль, ключ к шифру, помогающий раскрыть содержание музыки.

-Какова исполнительская судьба ваших сочинений. Много ли работ вы написали «в стол»?

-Все мои сочинения исполнялись, за исключением совсем недавно написанных. Некоторые чаще, некоторые реже. Многие работы отмечены призами фестивалей и конкурсов, некоторые опубликованы. Каждая работа мне дорога, потому что я стараюсь быть честной в ней: то есть не идти на поводу у исполнителей, слушателей. Сочиняя, я не думаю о том, понравится ли эта мелодия или гармонический оборот слушателю, или исполнителю, я просто стараюсь выразить точнее идею сочинения, и для этого пользуюсь известными мне средствами или стараюсь найти особенные приёмы исполнения или выражения.
Что для меня действительно очень важно в плане слушательского интереса — так это выбор темы, идеи сочинения. Я тщательно выбираю эту идею. В этом я отвечаю на один из главных вопросов, которые Ю.Шибанов обязывал композитора ставить перед собой — «зачем?»
Безусловно, с течением времени, я больше замечаю детали, которые мне хочется исправить, или я лучше понимаю как, какими средствами раскрыть тему. Иногда я делаю редакцию. Но нет такого, чтобы я стыдилась своего сочинения. Все мои сочинения для меня дороги.

-В какой форме вы полнее себя выражаете?

-Ближе всего для меня симфоническая форма. Не в плане многочастности и протяжённости, а в плане всеохватности, многоракурсовости. Даже небольшие 10-ти минутные пьесы по содержательной своей сути — концентрированные симфонии.

-Кто из династии Романовых вам ближе? Как вы думаете, кто из них оказал огромное положительное влияние на развитие страны?

-Политика меня совсем не интересует. Александр III, Николай II, Г.Распутин, П.Столыпин, В.Ленин и др. мне интересны, как личности, как люди в предлагаемых обстоятельствах.
Я думаю, что несчастная судьба России была предопределена не потому, что к власти кто-то пришёл или не пришёл, на престоле был или не был тот или иной X или Y, а просто потому, что у неё такая судьба. Потому что русский человек особенный — не плохой и не хороший, а особенный: непредсказуемый, противоречивый, не логичный, не рациональный. Убеждена, что если бы каким-то чудом не случилось бы Октябрьской революции, на долю Россию выпало бы другое, не менее значительное испытание. Такое, своего рода, Мировое показательное очищение огнём.

-Отношение к театральной музыке.

-Я мечтаю о драматическом, оперном или балетном проекте. Для меня исполнитель моего сочинения уже соавтор — я очень внимательно прислушиваюсь к идеям и предложениям по поводу исполнения. Я очень доверяю в этом плане своим исполнителям, потому что вижу в них своих единомышленников. Что уж говорить о целой творческой команде, увлечённой одной идеей: режиссёр, художник, дирижёр, артисты балета, солисты, хор!
Музыкальное сочинение в сценическом воплощении способно предстать во всём блеске и полноте своего художественного замысла. Недавно я написала музыкальный спектакль для детей младшего школьного возраста «Самый лучший подарок». Этот спектакль от начала и до конца мой — я автор идеи,
либретто, музыки и слов песен. Пока он не поставлен на сцене. Также, в настоящее время, я участвую в конкурсе на создание и постановку национальной оперы к 100-летию образования Республики Бурятия. Довольно сложный и серьёзный двойной конкурс, где наряду с композиторами участвуют ещё и либреттисты.
Мне очень приятно, что из тринадцати Российских композиторов я оказалась в числе трёх финалистов. Финал конкурса задуман как большое театрализованное публичное представление, где силами оркестра, солистов и хора будут поставлены театральные эскизы композиторов-финалистов, а очное жюри, естественно, выберет лучшего, чтобы заключить с ним контракт на постановку юбилейного оперного спектакля!

-Ваши работы исполнялись на различных фестивалях. Но наиболее, скажем, резонансным было исполнение «Тобольских царевен» в программе «Транссибирского Арт-фестиваля» в 2021 году. За пультом был японский дирижер Казуки Ямада. Ваше ощущение от того большого успеха, который выпал на долю этой вашей работы. Удалось ли материализовать этот успех в дальнейшие исполнения, заказы?

-Действительно, мои сочинения исполнялись в программах нескольких фестивалей. Дважды я была участником Новосибирского фестиваля «Покровская осень» (сюита «Русские портреты» для Оркестра русских народных инструментов, дирижёр Р. Дильмухаметов (2007); симфония «Прусские ночи» для большого симфонического оркестра, дирижёр Э. Ахмедов (2013)).
А также лауреатом конкурсных фестивалей: Московский фестиваль камерной музыки «Пять вечеров» (сюита для скрипки и ф-но «Картинки из глубинки» (2019)) и конечно Транссибирский Арт-фестиваль в Новосибирске (пьеса для симфонического оркестра «Тобольские царевны», дирижёр Казуки Ямада (Япония) (2021)). Исполнение сочинения на фестивале — это большая удача для композитора! Это и признание его таланта профессиональным сообществом, и самые лучшие музыканты, дирижёры и исполнительские коллективы, и внимание прессы, что, конечно, приятно. Но и очень волнительно, так как вместе с вниманием, на композитора ложится колоссальная ответственность!
Я очень благодарна устроителям Транссибирского Арт-фестиваля, Сибирской организации Союза композиторов России, за включение в его программу сочинений сибирских композиторов. У талантливых композиторов, которых в Сибири немало, появилась прекрасная возможность заявить о своём творчестве с такой высокой трибуны. Участие в фестивалях подобного уровня — это знак качества композитора, свидетельство его возросшего статуса, позволяющее реализовать новые художественные
замыслы.
Я очень рада, что Новосибирский симфонический оркестр захотел и дальше сотрудничать со мной и заказал у меня новую работу для включения в свой репертуар. Сейчас я работаю над оркестровой пьесой «Рассказ Шукшина» и, надеюсь, что это сочинение будет принято в репертуар этого замечательного коллектива, под управлением маэстро Томаса Зандерлинга.

Композитор – не женская профессия?
На VIII Транссибирском арт-фестивале


-Кто Вы? мелодист или новатор? Наряду с явным мелодичным характером ваших работ в них имеют место и атональные фрагменты, которые в свою очередь подчеркивают мелодизм?

-Конечно, я не новатор! Пример новатора — Ю.И.Шибанов. Он сконструировал уникальную классификацию ладов, которую применял в своей музыке и с которой широко знакомил своих учеников. В силу своей занятости и скромности, Ю.Шибанов откладывал «на потом» широкую публикацию своего композиторского метода, пока я с его разрешения не опубликовала статью о классификации ладов в журнале «Вестник музыкальной науки» (2014). К слову, мой цикл для баяна и ф-но «Театр теней», написанный с применением Шибановских ладов удостоился диплома Московского открытого конкурса им. Ю.Шишакова (2007). Но в то же время, музыке Ю.Шибанова нельзя отказать и в мелодике — она богата запоминающимися интонациями.
Что касается моего композиторского языка, то образная сфера моих художественных замыслов обладает достаточно широкой палитрой, которая требует большого разнообразия композиторских приёмов в сфере как тональной, так и атональной музыки. И, хотя «мой родной язык» — мелодия, но иногда приходится изъясняться и на различных, весьма далёких и экзотических музыкальных диалектах, и иногда даже изобретать новые построения, чтобы яснее выразить художественный замысел.

-Что и кто исполнит ваши работы на вашем творческом вечере в Новосибирской государственной филармонии 6 октября?

В программе камерно-вокальная и камерно-инструментальная музыка в исполнении лауреатов Всероссийских и Международных конкурсов. Со многими музыкантами существуют многолетние творческие связи.

«И разыгрались же кони в поле…» — композиция для сопрано и ф-но на
ст.В.Шукшина.
Исп. Анастасия Клинцова (сопрано) и Юлия Рожкова (ф-но)

«Тобольские царевны» — пьеса для фортепиано (замена Концертино для баяна и
ф-но «Разговор на просёлочной дороге» по болезни исполнителя)
Исп. Алексей Гребёнкин (ф-но)

«Колокола» (премьера) — композиция для баритона и ф-но на ст. К.Романова.
Исп. Андрей Гладков (баритон) и Алексей Гребёнкин (ф-но)

«Сны Анны. Посвящение Анне Герман» — одночастное трио для скрипки,
виолончели и ф-но.
Исп. Исаак Нуразян (скрипка), Дарья Беспрозванная (виолончель), Алексей
Гребёнкин (ф-но)

«Картинки из глубинки» — сюита для скрипки и ф-но (Ярмарка, Дымковская
игрушка, Страданья, Вологодские кружева).
Исп. Наталия Мальцева (скрипка), Ксения Прялкина (фортепиано), Мария
Денисенко (фортепиано)

Демидова Елена Петровна, композитор, пианистка. Родилась 22. 02. 1971 г. В 1992 г. окончила Новосибирское музыкальное училище, фортепианное отделение. В 2001 г. окончила ТКФ Новосибирской государственной консерватории им. М.Глинки по классу композиции (кл. проф. Ю.И. Шибанова), в 2003 г. – аспирантуру НГК по специальности композиция (кл. Народного артиста России, проф. Г.Н.Иванова). С 2004 г. преподаватель, с 2009 г. – старший преподаватель, с 2015 г — доцент кафедры композиции НГК. Член Союза композиторов России с 2009 г.

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.