Зима в Австрии с ароматом индийских пряностей, или Доктор, который лечит

Зима в Австрии с ароматом индийских пряностей, или Доктор, который лечит Культ. Публикации
Это моя глобальная цель. Именно поэтому организация Глобал Фьюжн занимается тем, что приглашает разных музыкантов, которые играют на разных инструментах. Моя же задача – написать что-то такое, чтобы все могли играть вместе

1987 год. На прилавках появляются советские пластинки с той самой «заграничной» музыкой. Но в основном рокеры, битники, джазмены уже научились добывать самые свежие записи по неофициальным каналам. Поэтому выпущенные фирмой «Мелодия» альбомы западных музыкантов были открытием только для людей, мало интересующихся музыкой. Исключений почти не было. А если и были, то очень яркие и запоминающиеся. Именно в 1987-м фирма «Мелодия» по лицензии Victor Musical Industries Inc. (Япония) выпустила пластинку с альбомом «Беседы» дуэта известного французского джазового скрипача Стефана Граппелли и индийского скрипача Лакшминараяна Субраманиама. Граппелли был уже известен в узком кругу меломанов. Собственно, из-за него пластинка и была мною куплена. Стиль игры Граппелли отличала искрящаяся легкость, доброта, чем он меня очень привлекал.

Каково же было мое удивление, когда я услышал принципиально иное звучание. Да, это был нарождающийся тогда фьюжн, но с ярким и пряным индийским колоритом. Помню, я прослушал альбом раз пятьдесят. Я был буквально влюблен в эту музыку.

Через год-два мне удалось найти еще одну запись Субраманиама, на этот раз это была его сольная пластинка, она называлась «Испанская волна». Но самое интересное, что лучшей, на мой взгляд, композицией альбома была «Австрийская зима». Завораживающая мелодия влекла за собой, и слушатель как будто парил над Альпами, над заснеженными австрийскими городками и деревушками. Все было так. Но к этому зимнему ощущению снега и гор вновь примешивался аромат индийских специй.

В отличие от Джорджа Харрисона, который познакомил The Beatles с творчеством Рави Шанкара, тоже индийского музыканта, играющего на ситаре – традиционном индийском инструменте, я не был впечатлен музыкой Шанкара, сколько ни тужился ее понять. А здесь, с музыкой Субраманиама, сразу зажгло, стало понятно – это мое. Как получалось у доктора (так обращаются к музыканту из-за его первой профессии и ученой степени) исполнительства игры на скрипке так аккуратно прививать к европейской культуре эту хрупкую восточную ветвь, наверное, известно только Богу. Но у него это получается. Признаться, я подумать не мог, что когда-нибудь судьба сведет меня с этим удивительным человеком. Произошло это благодаря Вадиму Репину и его детищу – Транссибирскому арт-фестивалю. К сожалению, времени на общение у нас было немного, но некоторые вопросы я задать смог.

Зима в Австрии с ароматом индийских пряностей, или Доктор, который лечит
Вадим Репин, Доктор, его жена и его внучка, Олег Белый

– Первая попытка обратить внимание музыкального сообщества на индийскую музыку была предпринята известным исполнителем Рави Шанкаром. Однако не все слушатели нашего поколения восприняли эту музыку. Но однажды я совершенно случайно купил диск выдающегося скрипача, который сейчас рядом со мной, и открыл для себя индийскую музыкальную культуру в современном переосмыслении. По сути, никому из Индии до вас не удавалось так ярко войти на европейский музыкальный рынок, поскольку все остальное было очень специфично. А вам удалось синтезировать индийскую музыку с какими-то аспектами европейской, сделать индийскую доступной для понимания. Как у вас это получилось?

– У меня музыкальная семья. Отец и мать, мои братья и сестра – музыканты. Учил играть меня мой отец. Именно он, как профессиональный музыкант, начал пробовать миксовать, создавать новый звук совместно с музыкантами из Европы. И эти нюансы того, как он с ними взаимодействовал, он передал мне. Те техники, которым я научился, работая с другими музыкантами, помогли мне продвинуться. И когда Стефан Граппелли услышал, как я играю, он пришел ко мне после концерта в Париже и сказал: «Давай сыграем вместе». Все получилось, и родилась та самая пластинка «Беседы», которую выпустила в том числе и фирма «Мелодия» в СССР. Я сегодня впервые увидел эту пластинку и взял в руки (фотографирует и показывает другим музыкантам). После совместного концерта с Граппелли очень многие звезды стали меня приглашать. Так я попал в США. Просьб написать что-то для оркестров, солистов было очень много. Они говорили просто: «Напиши что-нибудь для того, чтобы мы сыграли это вместе». Очень многие оркестры – в том числе московские, с которых началось – обращались ко мне, чтобы я написал что-то для них. И у всех было желание сыграть вместе со мной. Когда я встретился с Вадимом Репиным, я написал музыкальное произведение, и мы его исполнили вместе. После этого я приглашал его выступать в Индию.

– Насколько я понимаю, вы сейчас достаточно серьезно занимаетесь темой совмещения и взаимопроникновения различных культур в музыке.

– Это моя глобальная цель. Именно поэтому организация Глобал Фьюжн занимается тем, что приглашает разных музыкантов, которые играют на разных инструментах. Моя же задача – написать что-то такое, чтобы все могли играть вместе. С каждым новым фестивалем я увеличиваю масштабы события, растет число его участников. Я хочу, чтобы эта музыка была как один глобальный мир.

– Скажите, а финансирование этой программы правительственное или это пожертвования?

– Warner Brothers платит за выпуск дисков.

– Вы играли со многими известными музыкантами. Кто вам оказался ближе? Есть те, с кем вас связывают дружеские отношения?

– Иегуди Менухин и Стефан Граппелли были моими лучшими друзьями. У меня очень много друзей среди музыкантов, которые приезжают ко мне в гости, но самыми близкими были Менухин и Граппелли. Они приезжали, мы играли вместе концерты, а после очень любили проводить время вместе.

– Что вас роднит с Граппелли? Граппелли – очень легкий джазовый скрипач, ваши стили довольно далеки друг от друга.

– Очень часто я исполняю рагу – это очень эмоциональная музыка. Когда мы общались со Стефаном, я не всегда знал, что именно для него написать. Когда мы собирались работать с Граппелли именно над этой пластинкой («Беседы»), я сочинил несколько очень разных мелодий. И когда мы записывали альбом, я сыграл их все, но какие-то мы просто взяли отрывками. Здесь есть посвящение маме, в котором Граппелли внезапно начал играть на пианино. Я не знал, что он еще и пианист, для меня это было очень неожиданно. После этого я сыграл «Каприччио» Паганини. Мы вместе решили, что это будет окончанием альбома.

Зима в Австрии с ароматом индийских пряностей, или Доктор, который лечит

– Какая музыка вас больше привлекает с возрастом? Академическая или все-таки миксовая, включающая в себя многие направления и жанры?

– Мне нравится и классическая музыка – Бах, Бетховен, Чайковский, и микс тоже. В Индии есть несколько направлений моей любимой раги, исполнение которой будет сегодня на концерте. Я беру ее исполнение такое, какое оно в Индии, такое, как у коллективов Австралии, Индонезии. Все это я объединяю, потому что это меня вдохновляет.

– Трек «Зима в Австрии» я считаю выдающимся. Ведь на самом деле речь идет об Австрии, но музыка, помимо снега и гор, имеет привкус восточных пряностей. Как это удается?

– Приехав в Австрию, я увидел горы, все в снегу, но когда я начал писать, мысленно я все равно находился в любимой Индии. Поэтому и получился такой микс снега и пряностей.

– У вас микс практически во всех ваших записях. Вы продвинули музыкальную культуру Индии в России больше, чем кто-либо другой.

– Спасибо.

Фото Александра Иванова

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.