Ксения Дудникова: «Оперу “Опричник” надо распробовать»

Ксения Дудникова: «Оперу “Опричник” надо распробовать» Культ.Интервью

Сегодня вечером в премьере оперы П.И. Чайковского «Опричник» на сцену НОВАТа выйдет Ксения Дудникова ‒ звезда мировой оперы и солистка оперной труппы театра.

Певица, которой рукоплескали зрители на самых известных оперных сценах, исполнит партию боярыни Морозовой ‒ матери Андрея Морозова, главного героя трагического сюжета оперы.

Накануне премьеры артистка рассказала о новой сценической работе.

Вы раньше сталкивались в работе с «Опричником»?

С «Опричником» нет. С Чайковским, конечно же, регулярно. Наверное, самой сложной для меня партией была и, я полагаю, таковой и останется, партия Любови в «Мазепе». У нее нет арии, но у нее есть огромная полноценная сцена в дуэте с Марией, где, собственно говоря, она проявляет все возможности человеческого голоса, драматического меццо-сопрано. И вот Морозова в «Опричнике» ‒ такая же сложная партия и тесситурно, и в плане драматического накала. Любовь и Мария ‒ обе эти партии драматически насыщенные. И убавить драматизм невозможно, потому что у Чайковского все это заложено в музыке.

В оперном искусстве так сложилось, что почти все героини меццо-сопрано ‒ страдающие, не исключение и ваш персонаж в «Опричнике» – боярыня Морозова.

Любой родитель страдает, когда его ребенок идет не по той дорожке, по которой предполагалось. Андрей из почитаемой боярской семьи, а пошел в опричники, которых и Морозова, и весь люд считают отребьем. Конечно, это глубочайшая драма для матери, когда ее ребенок не в ту компанию, грубо говоря, попадает.

Как вам работается в этом сценическом пространстве?

Непросто, потому что есть ряд технических трудностей. Постановка была изначально сделана в Михайловском театре, где сцена значительно меньше. И вся сценическая география в новосибирском театре как бы сдвинулась назад, а чтобы «прозвучивать» сценическое пространство при таком плотном оркестре, требуется гораздо больше усилий, прямо приходится пробивать. В моей первой сцене, где я пою арию, между мной и оркестровой к тому же есть тюль, на который идет проекция, и софиты, подсвечивающие эту проекцию. И дирижера увидеть практически невозможно. То есть это все абсолютно по наитию, на уровне интуиции. Поэтому все совершенно непросто оказалось. Надо еще учитывать, что костюмы достаточно сложные: и какие-то нижние юбки, и платье плотное, тяжелое, и кокошник с вуалью тоже плотный. С места в карьер с такими вещами бывает сложно справиться. Но, тем не менее, костюмы замечательные. Они не могут не понравиться: это же наше родное.

Ксения Дудникова: «Оперу “Опричник” надо распробовать»

Сам Чайковский не очень был доволен «Опричником». На ваш взгляд, уступает эта опера его более зрелым работам?

В связи с этим забавную историю расскажу. Я достаточно срочно учила эту оперу. Как всегда у нас есть свои артистические нюансы и сложности. Молодой Чайковский, еще толком не сформировался его стиль. Что за отклонения? Почему отклонение начинается четко с моего вступления? Как я должна понять, в какую тональность я там должна пойти? Я все мучилась, пыталась интуитивно запомнить все эти ходы, все интервалы. И тут я дохожу до квартета «Я не могу еще понять» и меня накрывает полный катарсис! Я рыдаю! И до сих пор эта музыка все время во мне. После этого я мысленно попросила прощения у Чайковского за то, что посмела сказать что-то о его музыке, о его даре. Ради этого номера можно простить что угодно! На самом деле в любой опере Чайковского, даже в самой исполняемой, сколько бы ты ее ни слушал, находятся кусочки, от которых у тебя будет сжиматься сердце. К примеру, «Пиковая дама» ‒ абсолютный шедевр, ни с чем несравнимый, но поскольку ты слушаешь ее много лет, с раннего детства, что-то может немного «замылиться», но фрагменты, которые жалят тебя в самое сердце, остаются, сколько бы раз ты не слушал эту оперу. И в «Опричнике» точно так же. Ее просто надо распробовать, эту оперу. Она действительно талантливо написана. Очень тяжело, очень сложно написана, с необычными композиторским приемами. Но ее надо распробовать. Там есть места, которые волнуют прямо до мурашек.


Поделиться в соц.сетях
Марина Иванова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.