Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова, которую В труппу Михайловского театра Семен пришел в 2022 году, будучи студентом окончил в 2023 году. Уже в первые годы обучения артист приобрел серьезный сценический опыт, поскольку с 2019 года пел в труппе Ростовского музыкального театра. Сейчас перспективный артист уверенно совершенствует мастерство в спектаклях Михайловского театра. Совсем недавно Семен исполнил заглавную партию в премьере «Евгения Онегина» в постановке Начо Дуато в петербургском театре, а вскоре знакомство с Онегиным в исполнении талантливого певца предстоит новосибирцам и гостям нашего города.
Мы побеседовали с певцом накануне его новосибирского дебюта.
Почему вы решили связать свою судьбу с оперным искусством?
Вообще, начало моей музыкальной карьеры было связано с классической гитарой, а петь я начал, наверное, лет в 17. Как-то меня внезапно это захватило, стал слушать спектакли, концерты разных исполнителей. Почему-то сначала думал, что это здорово и довольно просто. Была такая иллюзия, хотя на самом деле ничего сложнее в своей жизни не делал.
Родители поддерживали ваш выбор профессии? Они из музыкальной среды?
Да, поддерживали, хотя ни мама, ни папа никак не связаны с музыкой.
Вы начинали в ростовском театре?
Я попал в Ростовский музыкальный театр на первом курсе консерватории, и почти сразу мне доверили спеть Сильвио в «Паяцах», Валентина в «Фаусте», Онегина. В общем, многое спел ещё когда был студентом.
С того времени, наверное, вы еще во многих постановках «Онегина» участвовали?
Как ни странно, партия Онегина до недавнего времени в моей творческой карьере встречалась не так часто. В основном в последние полтора сезона я исполнял более крепкие партии. Но этот год несколько выделяется. В Новосибирске будет, получается, мой пятый «Онегин». И в основном все эти спектакли были в этом году. В прошлом году была премьера в Нижнем Новгороде, но вообще именно в этом году много ставят эту оперу, видимо, в связи с пушкинским юбилеем, и у меня тоже было большое количество Онегиных. Буквально пару недель назад у меня была премьера в Михайловском театре в постановке Начо Дуато, потом я вновь улетал петь Онегина в Нижний, параллельно экстренно пригласили спеть в Казани, но там пока не сложилось, и вот скоро буду впервые петь Онегина в Новосибирске.
Расскажите о работе над партией Онегина: чем она для вас интересна, в чем, возможно, есть сложность?
Партия Онегина требует не просто точного пения, а настоящей актерской работы. В этом ее главная сложность. Трудностей в вокале я для себя здесь не нахожу, а вот работу над образом нужно проделать просто огромную. Мне кажется, роль Онегина – из тех ролей, которые могут пройти через всю певческую жизнь, и ты будешь постоянно находить возможность что-то в ней совершенствовать. То есть этот образ растет и меняется вместе с артистом, с годами ты набираешься опыта, меняется твой взгляд на вещи, в том числе на твоего персонажа, появляются новые краски, нюансы. Но нужно считаться с тем фактом, что сейчас у нас эпоха режиссерской оперы и самостоятельно в личности персонажа особо и не покопаешься. Здесь множество нюансов, но каждый режиссер все-таки видит по-своему, не всегда получается с ходу это схватить. Порой возникают спорные моменты. Но если быть педантичным и обратиться к источнику ‒ к роману Пушкина, то стоит задуматься о таком явлении, как дендизм. Это сразу должно отразиться в манере поведения Онегина: в том, как он стоит, как держит перчатку, как обращается к собеседнику. А если сравнивать Онегина у Пушкина и у Чайковского, то, конечно, персонаж у них заметно различается. Пушкинский герой отчасти циник, а в опере Чайковского Онегин более чувственный, даже трепетный, более сопереживающий. И музыка Чайковского зачастую контрастирует с пушкинским текстом.
А чье видение персонажа ближе вам?
Чаще всего я ориентируюсь на режиссерское видение. В каждой постановке Онегин приходит к финалу разным: иногда это настоящая боль, страдание, а иногда разочарование, вызванное отказом. Когда слушаешь разных исполнителей, это очень хорошо заметно: кто-то из Онегиных искренне любит Татьяну, кто-то ее желает, а для кого-то это игра. Трактовать можно бесконечно. Но ты всегда выполняешь задачу, поставленную режиссером.
В НОВАТе «Онегина» ставит Владимир Кехман. У вас уже есть опыт работы с ним как с режиссером. Расскажите об этом.
Да, это был спектакль «Дама с камелиями», где я исполняю партию Жоржа Дюваля. Работать было очень интересно, потому что Владимир Абрамович предложил совсем другой взгляд на произведение, и зрители его приняли с очень большим интересом. На этом спектакле всегда аншлаги, всегда восторженный прием публики. Владимир Абрамович очень хорошо знает зрителя, чувствует, что ему нужно, но при этом у него очень хороший вкус, он не допускает пошлости, каких-то дешевых приемов.
Вы ведь впервые будете петь в нашем театре?
Да, я еще ни разу не был в Новосибирске, но о театре от коллег кое-что слышал. Знаю, что очень большая сцена, большой зал, что акустика непростая.
И напоследок ваши пожелания зрителям, которые придут на премьеру «Евгения Онегина» с вашим участием.
Тем, кто любит оперу, я хотел бы пожелать никогда не утратить страсть к оперному искусству, к музыке Чайковского, к «Евгению Онегину», потому что эта опера, можно сказать, ‒ икона русской музыкальной культуры. А всем, кто, возможно, в первый раз соприкоснется с оперой, хочу пожелать полюбить это великое искусство