Владимир Васильев. Человек эпохи Возрождения

Владимир Васильев. Человек эпохи Возрождения Культ.Интервью
Спустя 42 года после постановки балета Кирилла Молчанова "Макбет" народный артист СССР Владимир Васильев возвращается на сцену НОВАТа, чтобы представить свой балет "Анюта" на музыку Валерия Гаврилина

Имя народного артиста СССР Владимира Васильева стоит в одном ряду с выдающимися мировыми артистами балета.

Человек-легенда – великий танцовщик, балетмейстер, поэт, художник. Годы абсолютно не изменили его: те же русые волосы, красивое славянское лицо с добрыми веселыми глазами, взрывная энергия, открытость и природное обаяние.

В СССР его знал каждый: советское телевидение регулярно транслировало спектакли Большого театра. Рядом с ним и в жизни, и на сцене была его супруга — выдающаяся балерина Екатерина Максимова. Они выступали в классических спектаклях и в знаменитых балетах Юрия Григоровича: «Каменный цветок», «Спартак», «Иван Грозный», «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также в собственных постановках Владимира Васильева. Одной из таких работ стал балет «Анюта», который не только покорил зрительскую аудиторию по всему миру, но и послужил основой для сценической версии этого балета, которая сейчас представлена в репертуаре восьми ведущих российских театров.

Владимир Васильев. Человек эпохи Возрождения
Владимир Васильев-Спартак, 1968 год. Фото Е.Фетисовой

Свою карьеру хореографа-постановщика Владимир Васильев начинал с балета «Икар» композитора Сергея Слонимского. Следующая постановка в Большом театре – «Макбет» по трагедии Шекспира – была создана совместно с композитором Кириллом Молчановым. В 1981 году «Макбет» был перенесен Васильевым на сцену Новосибирского театра оперы и балета, где также вызвал большой зрительский интерес. Это был не первый его приезд в Новосибирск. Старожилы труппы помнят, как он с солистами Большого театра приезжал танцевать в балете «Каменный цветок». Работа Васильева с артистами над постановкой «Макбета» в Новосибирске даже в репетиционных залах вызывала большой интерес, собирая всех занятых и не занятых в репетициях. Рассказывают, что Владимир Викторович, незадолго до этого перенёсший операцию на колене, видя, как у солиста Владимира Рябова не получается движение, вскочил и со словами: «Ну что здесь сложного, Владимир?» – “скрутил” нужное движение, да так, что все ахнули. Артисты того времени до сих пор с удовольствием вспоминают работу над этим спектаклем.

С тех пор Васильев не приезжал в Новосибирск. Работы у него всегда было много. Именно ему доверили возглавить Большой театр в непростые девяностые и быть в одном лице художественным руководителем и директором. Именно он сохранил труппу, и при нем была построена новая сцена театра, которая позволила пережить годы ремонта, когда историческая сцена была закрыта. Сегодня она является площадкой для смелых оперных и балетных экспериментов.

Владимир Викторович в постоянном творческом поиске. Он создал и курирует школу «Большой» в Бразилии и возглавляет Фонд Галины Улановой, ставит масштабные спектакли, вечера, концерты и свои версии балетной классики, пишет стихи, создает живописные полотна, проводит творческие встречи и выставки своих работ. В графике такой невероятной занятости маэстро оказалась и постановка в Новосибирске «Анюты» – балета по-чеховски светлого и немного грустного, широко востребованного во многих российских театрах.

Владимир Васильев. Человек эпохи Возрождения
Народные артисты СССР Екатерина Максимова (Анюта) и Владимир Васильев (Петр Леонтьевич). Фото Е. Фетисова

К нам в НОВАТ он обещает приехать заранее – до премьеры балета «Анюта», которая состоится 12 мая в день рождения театра. В каждый свой спектакль Васильев вносит что-то новое, более сложное и разнообразное в исполнительской палитре чеховско-гаврилинских образов этого балета, вдохновляя танцовщиков и балерин самим искать новые краски характеров их героев. Мы уверены, что эта работа будет чрезвычайно полезна для наших артистов.

В преддверии премьеры состоялась наша встреча с мастером и долгий разговор в его гостеприимной квартире в Москве. Стоило большого труда сократить эту беседу в печатный формат интервью.

Владимир Викторович, в последний раз вы были в Новосибирском театре оперы и балета в декабре 1981 года?

– Да. Сорок два года назад. Я переносил на вашу сцену балет «Макбет», поставленный ранее в Большом театре.

Сегодня театр вы вряд ли узнаете – у нас новые балетные залы, гримуборные со всеми удобствами.

– Да, наверное. Я видел один зал на видео. Зал хороший.

Это один из четырех.

– Четыре зала?! Замечательно! Конечно, это надо было сделать. Театр ведь у вас огромный.

Сейчас в театре, наконец, ставится ваша «Анюта»…

– Да, несмотря на то, что этот балет уже с солидной историей и с успехом идет во многих театрах, в Новосибирске он будет поставлен впервые. Надеюсь, и в вашем театре «Анюта» будет иметь тот же успех.

Как вы думаете, почему сейчас такой всплеск интереса к балету «Анюта»?

– Видимо, время такое – зритель соскучился по таким постановкам, где все понятно, где есть задушевность, и, как мне кажется, органичное слияние чеховской литературы с музыкой Валерия Гаврилина. Кроме того, недавнее возобновление «Анюты» в Большом вызвало немало шума – на премьере было много гостей, в том числе и важных персон. Балет обрел новое обрамление: были обновлены декорации и костюмы, использовано проекционное решение. Все это придало спектаклю свежее дыхание. И артисты с удовольствием исполняли свои партии: каждый из них находил своему герою собственное звучание. Это не могло не передаться и публике. Недавняя премьера возобновленного спектакля в Большом получила шумный успех.

В советское время ваша пара с Екатериной Максимовой была чрезвычайно известна. В том числе благодаря фильмам-балетам, которые, несмотря на небольшой бюджет, были изящно сняты и имели колоссальный успех. Большую роль в этом сыграл и ваш соавтор по «Анюте» кинорежиссер Александр Белинский, уговоривший вас на эту постановку. А ваша первая постановка – это «Икар» на музыку Слонимского в 1971 году?

– Да, «Икар» – моя первая большая работа постановщика.Потом был перерыв, затем была вторая редакция «Икара», а спустя еще пять лет «Макбет».

Почему были перерывы?

– Потому что я много танцевал сам. Возможно, я бы гораздо раньше начал ставить, если бы не был занят во многих спектаклях как исполнитель. Правда, в самом начале моей профессиональной балетной карьеры наш замечательный хореограф Касьян Голейзовский сказал мне, что у меня есть талант, и я должен ставить спектакли.

Владимир Викторович, первые сюжеты ваших балетов были с поистине антично-шекспировским драматизмом, а потом вдруг Чехов. И сюжет, на первый взгляд, совершенно незамысловатый, будничный. Почему «Икар» сменился «Анютой»?

Владимир Васильев. Человек эпохи Возрождения
«Икар» 1976 год. Фото А. Клюшкина

– «Икар» это отдельный случай. Я не горел этой темой, не знал музыки. Я пришел тогда к Григоровичу это уже после «Спартака» было и сказал, что очень хочу ставить. До этого я ставил только в драматическом театре. Это был «Современник». Мне нравилось – да и по сей день нравится – работать с актерами. У меня было много друзей среди драматических актеров. Я сказал тогда Юрию Николаевичу: «Дайте мне что-нибудь поставить». Григорович ответил, что у него «в портфеле» есть балет композитора Сергея Слонимского «Икар», и предложил мне послушать музыку – возможно, я возьмусь за него. Не раздумывая, я говорю: «Да, точно, всё, берусь». Не зная ни одной ноты, не зная, что мне грозит, сразу засел за работу, решив, что приду во всеоружии – буду знать о Древней Греции все. Мне дали тогда либретто Юрия Слонимского, но оно мне не понравилось. Там весь второй акт был рассчитан на то, что пир у Архонта идет как обычный дивертисмент. Опять голые танцы – надоело…Думаю: «Нет, надо мне все-таки как-то по-другому все делать». Я переписал либретто и ввел новых персонажей. И история самого Икара представилась в ином свете. Поэтому в моей постановке нет Дедала. Но есть любовь Икара – Эола, дочь правителя Архонта. Мне не хватало в музыке романтики. Это была проблема. Но острохарактерные партии, по-моему, получились.

Словом, «Икар» тогда у меня почти случайно появился. «Макбет» это единственный балет, который я создавал вместе с композитором: с первой до последней ноты. Вы мне сейчас напомнили о балете «Макбет», и я подумал, что с ним могла бы произойти такая же история, как и с «Анютой», которая сейчас очень востребована. В «Макбете» только надо бы добавить несколько веселых персонажей и сцен, активно задействовать острохарактерные образы, и будет очень хороший современный спектакль.

Владимир Васильев. Человек эпохи Возрождения
«Макбет» Н. Тимофеева (Леди Макбет) и В. Васильев (Макбет) 1980. Фото Е. Фетисова

«Анюта» изначально была создана для телевидения. Режиссер Александр Аркадьевич Белинский, влюбленный в Катю как балерину и актрису и снявший с ее участием ряд фильмов, хотел снимать ее еще и еще. Он предлагал мне «Галатею», но у меня не было видения «Галатеи», поэтому я отказался. И ее прекрасно сделал Дмитрий Брянцев, а партнером Кати был Марис Лиепа. Успех у фильма был огромный!

Владимир Васильев. Человек эпохи Возрождения
Екатерина Максимова-Анюта. Фото Е. Фетисова

И вот Белинский предлагает мне сделать чеховскую «Анну на шее». Я сразу засомневался: у всех же перед глазами был гениальный фильм «Анна на шее» 1954 года. Ларионова, Жаров, Вертинский и, конечно же, Сашин-Никольский потрясающий Петр Леонтьевич. Потом мы познакомились с ним и дружили до самой его смерти… И я отвечаю Белинскому, что мне нужна музыка. С «Икаром» у меня уже был опыт, где во многом приходилось преодолевать себя. А для меня музыка – прежде всего. Не либретто – а именно музыка! Если музыка хорошая, если она меня увлекает, если я ее вижу, то тогда все в порядке.

И вот проходит время, звонит Белинский, мы встретились, он мне дает послушать вальс Валерия Гаврилина, и я понимаю: это то, что надо! Говорю: «Саша, музыка удивительная и абсолютно чеховская». Оказалось, что у Гаврилина было огромное количество небольших фортепианных пьес. Белинский набрал две кассеты его музыки, мы закрылись на даче под Москвой и за три дня собрали нужный нам музыкальный материал.

А в спектакле?

– В спектакле была добавлена музыка, которую я использовал при постановке фильма «Дом у дороги». Две сцены. Но это было потом. А сначала Валерий Александрович Гаврилин очень прохладно отнесся к нашей идее постановки «Анюты» с его музыкой. Он тогда мне признался, что не любил балет: «Володичка (он именно так ласково произнес мое имя, наверное, чтобы не обидеть), я ведь балет не люблю». Однако когда мы показали ему на экране уже смонтированное адажио Анюты со студентом, мы увидели слезы в его глазах. Еще об одном человеке, чей вклад в постановку был огромный, но недооцененный, нужно напомнить. Дело в том, что Гаврилин был очень тогда занят и не мог сам подготовить партитуру к съемкам «Анюты». За эту работу по просьбе и под руководством самого композитора взялся дирижер Станислав Горковенко, ставший музыкальным руководителем нашей постановки и в кино, и на премьере в театре Сан-Карло в Неаполе.

А что дальше? Почему премьера – не в Большом театре, а в Сан-Карло в Италии?

– Когда балет вышел, он имел огромный успех и в СССР, и за границей. Прошло два года после того, как этот фильм появился на телеэкране, обошел весь мир, получил две премии вдруг раздается звонок из Неаполя от генерального директора театра Сан-Карло. Он говорит: «Маэстро, скажите, вы можете поставить у нас балет «Анюта»? Я смотрел фильм, это замечательно». Я как-то не думал об этом раньше – ведь не было музыки для полноценной театральной версии. Но к этому времени уже вышел «Дом у дороги» Гаврилина, и эту музыку можно было взять оттуда. И я поставил «Анюту» в театре Сан-Карло, премьера в Неаполе состоялась в январе 1986 года. Это был большой успех. Спектакль признали лучшим балетным спектаклем года в Италии. Я возвратился в Москву. Большая часть труппы в это время была на гастролях в США. Успех «Анюты» в Неаполе уже долетел до Москвы. И меня начали спрашивать коллеги и друзья: «Почему бы тебе не поставить «Анюту» в Большом?» У меня не было уверенности, что получится, но я все же обратился к руководителю оставшейся в Москве части труппы П. Хомутову с предложением поставить «Анюту». Он обещал подумать, а уже через день спросил: «Ты за месяц поставишь?» Я ответил, что поставлю. Часть костюмов и декораций мы подготовили, часть – взяли из подбора. И мы успели! Помню, когда после премьеры выходили из тетра, люди плакали, говорили, что спектакль стал глотком свежего воздуха. Гаврилин не попал на премьеру, но были его знакомые или родственники, которые позвонили ему и сказали, что все музыканты в восторге, что они просто в ноги ему кланяются за эту музыку. Невероятная была какая-то реакция!

Вот мы говорим: «Светлый, добрый». Но ведь «Анюта», если судить по грустному финалу, – драматична?

Здесь есть и драматизм, и лиризм, и подчас комичность. Для меня Чехов – готовый либреттист. На любой из его рассказов можно поставить замечательный балет. Имея, конечно, соответствующую ему музыку, как получилось в случае с Гаврилиным.

Так все-таки Анюта – положительная героиня?

Наша Анна несколько иная, чем в рассказе Чехова. Мне хотелось сделать теплее этот образ. Ее вынужденное замужество, успех в обществе, внимание кавалеров, наряды и развлечения – все это сразу и внезапно возникло в ее жизни. И, возможно, ее желание забыть о невеселой действительности со спивающимся отцом и гадким, противным ей мужем – только защитная реакция. Эти размышления не давали мне покоя. В свое время мои учителя говорили мне: «Володя, для того, чтобы твой первый выход был абсолютно оправдан, ты должен знать, что было с твоим героем до этого». И для Анюты я придумал ее первую любовь к студенту, которого нет в рассказе Чехова. Это чувство остается в ней как воспоминание о чем-то чистом и светлом в ее жизни. Таким образом, меняется и одностороннее восприятие этой героини как беззаботного, бездушного мотылька, который все время порхает от одного к другому, позабыв обо всем и обо всех. Где-то там, в глубинах души и памяти, в ней живет прежняя Анюта. В спектакле она ведь именно так и названа, этим более теплым и уютным именем, а не холодно-возвышенным Анна.

Владимир Васильев. Человек эпохи Возрождения
«Анюта» Владимир Васильев (Петр Леонидович» 2022 год май г. Казань. Фото Л. Бобылев

Так все-таки какой это жанр?

Для меня это лирико-драматический спектакль с грустной улыбкой. Что, в общем, свойственно Чехову. В нем главные персонажи: Анюта, ее муж Модест Алексеевич и Петр Леонтьевич. Самой сложной оказалась история с Петром Леонтьевичем. Вот сколько у меня было спектаклей, везде самый сложный – Петр Леонтьевич. Потому что у этого героя нет танцевальной лексики, которой можно было бы потрясти зрителя. Там все в полутонах, важен крупный план, его взгляд. Вроде он ничего не делает, но решает очень многое для этого спектакля. И роль Анюты, конечно, тоже большая актерская задача. Катя очень любила эту роль. Как, впрочем, и все другие исполнительницы этой партии на моей памяти. Модест Алексеевич, ее муж – гротескный персонаж. Он должен быть таким противным, гаденьким. Первый исполнитель партии – Гали Абайдулов – был феноменальный актер, работать с ним было одно удовольствие. Я начинаю показывать, объяснять – он продолжает в том же ключе создавать свой образ. Люблю таких артистов.

То есть «Анюта» – это не только танец, это еще и актерская игра?

Да. Может быть поэтому этот балет так любят и артисты – исполнители не только главных партий, но и кордебалет, и миманс. У каждого здесь есть возможность проявить свои актерские данные и пластически выразить характер того или иного персонажа. Каждый находит для себя что-то новое, свое. «Анюта» очень хорошо собрана драматургически. Здесь точно сделаны все музыкальные фразировки, характеристики. Масса полутонов. Это очень важно.

Вам самому не обидно, что балет, который возник довольно неожиданно, сейчас притенил другие ваши работы – «Макбет», например?

«Макбет» для зрителя сложнее и тяжелее, в нем, как и у Шекспира, превалируют мрачные тона. В «Анюте» же разнообразие огромное. Все в десятку: либретто, композитор, хореография и постановка, художник, исполнение. «Анюта» сейчас особо востребованный спектакль, возможно, и потому, что люди соскучились по сюжетным балетам и мелодичной музыке.

Владимир Васильев. Человек эпохи Возрождения
Владимир Васильев «Иван Грозный» 1975 год. Фото Ф. Левье

Вами в последние время были поставлены большие синтетические спектакли?

За последние десять лет я сделал две действительно масштабные постановки. Не всякий театр мог бы их реализовать. Это спектакли «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор Баха и «И воссияет вечный свет» на «Реквием» Моцарта. В них все – солисты, хор, балет, оркестр – единое целое. Около двухсот артистов задействовано. И грандиозные декорации с живописными и рисованными проекциями в 3D.

В моцартовском спектакле вы читаете стихи?

Да. Там есть персонаж, от имени которого ведется все повествование. Мне давно хотелось сделать так, чтобы солисты, хор, кордебалет, оркестр создавали единое целое в постановке. Таким у меня был балет «Ромео и Джульетта» в театре Станиславского, который пользовался большим успехом за границей. Мстислав Ростропович дирижировал в нем. Он очень любил этот спектакль, объехавший практически весь мир. Но сценическое решение там было очень сложное для построения в тогдашних возможностях театра. Три уровня сцены: нижняя и верхняя, где танцует балет, и между ними амфитеатр, где находится оркестр. И артисты балета, и оркестр составляли единое целое – все участники спектакля. А главный, кто рассказывает эту историю любви, – дирижер. Он стоит лицом к зрителю и ведет все это действо от первой ноты до последней.

Говорят, что «Анюта» – самый русский из русских балетов.

Я не знал, что он – «самый». Но «Анюта», безусловно, русский балет. В нем все наше. Хотя, судя по тому, как его принимали на премьере в Италии или, например, на гастролях в Японии, Франции, Аргентине, – он интернационален. В нем все понятно без перевода и пояснений, в нем музыка проникает в душу и трогает любого зрителя, независимо от национальности.

Будет ли что-то особенное в новосибирской постановке?

Владимир Васильев. Человек эпохи Возрождения
Dona Nobis Pacem (Даруй нам мир) J.S. Bach Messa H-moll/ Фото Л. Бобылев

Конечно, всегда есть что-то особенное в каждой постановке. Ну прежде всего – новые исполнители. Я всегда что-то добавляю в свои спектакли. Поэтому приеду пораньше, чтобы со всеми обязательно проработать детали: они очень важны. Я давно не был в Новосибирске. Будет интересно увидеть и город, и театр, и труппу, и, конечно, зрителя, ради которого мы и создаем наши спектакли.

На обложке фото из спектакля «И воссияет вечный свет» на музыку «Реквием» Моцарта. г. Казань. Фото Л. Бобылева

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Анатолий

    Событие! Спасибо! Успехов!

    Ответить
  2. Сергей

    Очень нравятся интервью от Александра Савина! С Владимиром Васильевым -уникальная беседа! Столько новой для меня информации ! Очень здорово представлена личность Владимира Васильева! Спасибо Александру!

    Ответить
  3. Сергей Старостин

    Прекрасный рассказ о Великом человеке, его творческих поисках, достижениях и победах! Интервью , взятые Александром, всегда очень информативны , интересны и даже — поучительны! Я, к своему стыду, запутался в датах и настаивал в кулуарном подходе к Великому Владимиру Васильеву, что он приезжал с Большим Театром в 1981 году и исполнял партию Спартака вместе с Марисом Лиепа. Владимир Васильев удивился такому моему заявлению и сказал, что в тот приезд он не исполнял партию Спартака и Александр подтвердил это! Оказывается, Спартак был в другом году, когда приезжал Большой Театр на гастроли! Я видел тот спектакль!!!

    Ответить