Анна Одинцова: «Все только начинается»

Анна Одинцова: «Все только начинается» Культ.Интервью

Анна Викторовна Одинцова в ушедшем театральном сезоне получила два новых назначения подряд. Она возглавила художественную часть Новосибирского государственного хореографического училища и стала руководителем балетной труппы НОВАТа. Мы побеседовали с ней перед уходом в краткосрочный отдых.

Анна Викторовна, 78-й театральный сезон закончен. Для балетной труппы и для вас лично он был непростым. На вашу артистическую деятельность наложилась сначала работа в качестве художественного руководителя Новосибирского государственного хореографического училища, а буквально на финальном отрезке вы возглавили и балетную труппу театра. Что бы вы могли отметить, подводя итоги учебного года училища и завершившегося театрального сезона балетной труппы?

– Итоги этого сезона можно назвать внушительными. За время всей моей работы в театре такого большого количества вводов в спектакли еще не случалось. И это не моя заслуга, это заслуга всего коллектива труппы: педагогов-репетиторов, концертмейстеров, артистов и руководителя балета Леонида Дмитриевича Сарафанова. Он занялся обновлением солистов труппы, дал шанс молодым артистам показать себя, подготовив за краткий промежуток времени корифейские и сольные партии.

В прошлом 77-м сезоне были подготовлены яркие премьеры: «Собор Парижской Богоматери» Ролана Пети, «Тщетная предосторожность» Фредерика Аштона и «Конек-Горбунок» в редакции Михаила Григорьевича Мессерера, которые полюбила публика. Благодаря этим спектаклям в театре появилось большое количество новых, в первую очередь молодых, зрителей.

В этом сезоне мы поставили «Кармен-сюиту», созданную в 1967 году кубинским хореографом Альберто Алонсо, дивертисмент балетных номеров с участием учащихся хореографического училища и артистов, а конец сезона был завершен красочной премьерой спектакля «Анюта» разнопланового гениального человека – легендарного танцовщика, балетмейстера, художника и поэта, народного артиста СССР Владимира Викторовича Васильева.

Эти два сезона были очень интересными и запоминающимися не только для артистов, которым была предоставлена возможность исполнить новые роли и показать себя в премьерных спектаклях, но и для любителей театра, которые увидели красочные балеты и около сотни новых вводов: Роман Полковников, Артем Пугачев, Никита Ксенофонтов, Евгений Басалюк, Иван Оскорбин, Николай Мальцев, Игорь Леушин, Арутюн Аракелян, Константин Алексенцев, Кохей Фукуда, Евгений Зыбин, Тимофей Герасимов, Ольга Гришенкова, Анна Гермизеева, Ксения Захарова, Екатерина Лихова. Из девушек прозвучали Виктория Данковцева, Елизавета Аношина, Анастасия Турчина, Ксения Белоусова, Мария Машкина, Екатерина Забровская, Вероника Ситало, София Чусовкова и многие другие артисты, которые претендуют на положение солистов труппы. Леонид Сарафанов задал небывалый темп карьерного роста молодых артистов, чтобы успеть вырастить достойную смену нынешнему крепкому поколению премьеров и балерин.

Кроме того, мы отсняли пять спектаклей для российского телевизионного канала «Культура»: балеты «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Конек-Горбунок», оперы «Царская невеста» и «Иоланта».

В июне этого года дипломантом международной балетной премии «Бенуа де ла Данс» стал премьер нашей балетной труппы Никита Ксенофонтов, он принял участие в гала-концертах фестиваля. В ближайшем будущем Никита будет занят в видеосъемках телепроекта «Большой балет» на телеканале «Культура» с молодой перспективной солисткой Софией Чусовковой.

Будем надеяться, что и грядущий сезон разовьет эту тенденцию. Пусть поклонники Терпсихоры порадуются нашим планам, пусть сожмут кулачки с пожеланиями удачи артистам!

Что ждет любителей балета в самое ближайшее время?

– Пока уверенно могу говорить о самой ближайшей балетной премьере, работа над которой начнется сразу после выхода из отпуска. Речь идет о создании на нашей сцене любимого новогоднего спектакля «Щелкунчик» в постановке Юрия Николаевича Григоровича. Театр давно хотел иметь этот эталонный спектакль в своем репертуаре. Наконец мы договорились с мастером и готовы приступать к работе. Немаловажно, что в этом спектакле практически не используются учащиеся хореографического училища, поэтому он может идти в самое востребованное время новогодних каникул.

Мы понимаем важность сценической практики для детей, поэтому после постановки Ю.Н. Григоровича у нас появляется возможность вернуть в репертуар востребованный зрителями балет Асафа Мессерера «Класс-концерт», поставленный у нас Михаилом Мессерером. Этот балет позволит держать в классической форме труппу и учащихся. Далее мы начнем вспоминать серию одноактных балетов из цикла «Драгоценности» Джорджа Баланчина. Надеемся, что драгоценности вновь ярко засияют на нашей сцене.

Насколько вам удалось погрузиться в дела хореографического училища?

– Пока рано подводить какие-либо итоги, все только начинается… Я проработала всего пять месяцев и теперь имею представление, чем занимался, сколько функций выполнял мой школьный педагог – заслуженный работник культуры Российской Федерации А.Н. Шелемов.

На протяжении всего года студенты училища принимали участие в различных мероприятиях: исполнительском внутришкольном конкурсе, конкурсе балетмейстерских работ, конкурсе «Молодые дарования России», XXII молодежных Дельфийских играх России, в концертах на площадках Новосибирска, рабочего поселка Колывань, Саратова. В июле и августе планируем принять участие в специализированной программе образовательного центра «Сириус» города Сочи.

За этот учебный год состоялся двадцать один концерт на различных площадках города. Училище было занято в 25 спектаклях театра: в «Щелкунчике» в редакции В. Вайнонена, «Дивертисменте», «Анюте», «Сильве».

Анна Одинцова: «Все только начинается»

Шестого марта 2023 года на сцене учебного театра училища был дан заключительный концерт лауреатов и дипломантов традиционных исполнительского и балетмейстерского конкурсов, в котором также приняли участие иностранные стажеры. Седьмого марта школьники посетили театр и исполнили номер «Суворовцы» в бенефисе прима-балерины НОВАТа, народной артистки России Анны Жаровой. Девятнадцатого и двадцать первого апреля на сцене учебного театра состоялись годовые отчетные спектакли, в которых выступили учащиеся всех классов и курсов. В конце апреля студенты посетили творческую встречу с солистками Театра балета Бориса Эйфмана заслуженной артисткой России Марией Абашовой и ведущей солисткой Елизаветой Хохловой с последующим посещением спектакля «Чайка. Балетная история». Пятого мая состоялась встреча с народным артистом СССР Владимиром Васильевым, после школа присутствовала на генеральном прогоне спектакля «Анюта». Седьмого июня на сцене НОВАТа состоялся итоговый выпускной спектакль юбилейного 60-го выпуска Новосибирского государственного хореографического училища.

Также в мае педагоги и концертмейстеры хореографического училища приняли участие в федеральном проекте Министерства культуры РФ «Творческие люди». А в конце месяца – 23 и 25 мая – были организованы и проведены отчетные концерты учащихся дошкольного образования НГХУ, театральный зал училища был заполнен родителями настолько, что не хватало мест.

В июне была проведена приемная компания по набору в 1/5 класс НГХУ на 2023/24 учебный год. Из детской балетной студии при училище на вступительные экзамены пришли 62 девочки и 14 мальчиков, а поступил – 21 человек.

В дополнение скажу, что я впервые столкнулась с подготовкой спектаклей, со школой, с артистами и их желаниями, с работой совсем другого организационного плана. И теперь по себе знаю, насколько нужно уважать труд художественно-постановочной части театра.

Хочется пожелать всем подразделениям театра и педагогам училища провести отпуск на отлично, отдохнуть с огромным удовольствием, с получением новых вдохновляющих эмоций, поправить здоровье, набраться сил для покорения новых творческих вершин!


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.