Евгений Волынский — маэстро-праздник

Евгений Волынский - маэстро-праздник Культ.Интервью

Дирижер Евгений Волынский посвятил Новосибирскому театру оперы и балета почти сорок лет творческой жизни, поставил здесь немало оперных и балетных спектаклей. Его юношеский задор, чувство юмора, умение делиться с публикой своим воодушевлением и энергетикой ценят зрители НОВАТа от мала до велика. А в детских спектаклях, опереттах и концертных программах на Малой сцене, где дирижер находится не в оркестровой яме, а на глазах у зрителей, маэстро каждый раз удивляет и неизменно заряжает зал праздничным настроением. Например, к всеобщему восторгу как оркестра, так и публики, дирижер часто выходит к пульту, добавляя выразительную деталь в одежде — забавный головной убор или другой предмет, соответствующий спектаклю.

По признанию самого маэстро, новогодняя череда спектаклей — одна из его любимых, поэтому мы не могли не пообщаться с ним в это предпраздничное время.

Редкий человек работает в праздники с удовольствием, а вы, похоже, в театре под Новый год чувствуете себя, как дома. У вас ведь сейчас довольно много спектаклей?

– Понимаете, я почти 40 лет, можно сказать, прожил в этом театре. За это время видел несколько поколений артистов оперы, балета. Многих из тех, с кем я начинал, уже нет на свете. Поэтому я здесь дома и в будни, и в праздники. И главный Новый год для меня случается в театре, а дома – так, отголоски.

В этом году, как и в прошлом, я дирижирую заключительными спектаклями года – «Щелкунчик», «Сильва», «Сказки Венского леса», а 2 января у меня «Летучая мышь». Я всегда хочу, чтобы зрителям было весело. А еще я обожаю «Щелкунчик» в редакции Вайнонена, потому что там участвуют дети из хореографического училища. Эти спектакли особенно трогательные, и вызывают у меня очень светлые эмоции.

Люблю детские спектакли на Малой сцене – придумываю себе какую-то роль, устраиваю что-то такое, чтобы было весело и мне самому, и зрителям. Ведь здесь, в театре, проходит вся наша жизнь, и нужно делать ее интересней.

Вы – плоть от плоти нашего театра, учились у маэстро Арнольда Каца. Вы часто его вспоминаете?

– Он мне, как отец. С 20-ти лет, когда я приехал в Новосибирск и до самой смерти Арнольда Михайловича, я постоянно бывал у него на репетициях, на уроках. И, уже когда моих родителей не стало, кроме него, мне не с кем было посоветоваться, он меня все время курировал, воспитывал, ворчал… Всякое было – он и швырял в меня пульты, партитуры, выгонял девочек из аудитории и ругал меня, не стесняясь в выражениях, но когда был в хорошем расположении духа говорил: «Женя, ты что – больной? Зачем тебе это дирижирование? Жил бы спокойно, как нормальный человек». Наша профессия ведь требует самоотречения, у нас очень жесткий режим. В праздники – работа, когда нормальные люди отдыхают, ты сидишь и ночью партитуру разбираешь. Чтобы полностью реализоваться в нашей профессии, нужна полная самоотдача. Арнольд Михайлович понимал это все и всегда старался донести до молодых людей все сложности этой профессии.

– А в театр вы пришли с его благословения?

Евгений Волынский - маэстро-праздник
Евгений Волынский

– В театр я пришел сам – суфлером. Так многие мои коллеги-дирижеры начинали. Очень правильное это было место в структуре обучения симфонических дирижеров.

Вам  довелось работать с двумя великими дирижерами – Арнольдом Кацем и Исидором Заком. С одним вы начинали, затем попали «в руки» к другому. Что вы почерпнули от каждого из них?

Изначально я хотел учиться у Арнольда Михайловича. Когда я приехал в Новосибирск в консерваторию, то поступил на факультет хорового дирижирования к Самуилу Карловичу Мусину, но мне еще до этого сказали, что есть Арнольд Михайлович Кац, и нужно идти к нему. И, начиная с первого курса на хоровом, я начал бегать к Арнольду Михайловичу – не любил хор, не ходил на занятия. Впервые мне довелось увидеть Арнольда Михайловича еще в Кургане, именно тогда я загорелся идеей поступить к Кацу. И, должен сказать, меня в этом поддержали и Самуил Карлович, и Борис Самуилович Певзнер, который тогда был заведующим кафедрой. Мы с ним, кстати, до сих пор переписываемся. Он сам учился у Каца, и поэтому я получил с его стороны полное понимание и поддержку. На третьем курсе я стал суфлером, а через год я стал дирижером в театре Музкомедии (Новосибирский музыкальный театр — прим.ред) – здесь мне посодействовал Арнольд Михайлович.

Я очень любил этот театр, с удовольствием ездил на гастроли… Арнольд Михайлович был очень энергичным, активным человеком – он знал все руководство города, помогал музыкантам с квартирами, детскими садами.  А вот Исидор Аркадьевич Зак был совершенно другим. Я долго боялся к нему подходить, когда пришел в театр. Тогда главным дирижером был уже Борис Ефимович Грузин, но Исидора Аркадьевича по-прежнему бесконечно уважали, любили и побаивались. Это была личность огромного масштаба. Так вот, тогда я все-таки пересилил себя и подошел к Исидору Аркадьевичу. Он меня принял, стал заниматься со мной. Я его часто провожал до дома, как и Арнольда Михайловича. Мы подолгу беседовали о музыке, о жизни, он досконально разбирал со мной все партитуры, к примеру, «Травиату». Он говорил: «Смело подходи ко мне с любым вопросом, вплоть до «Каменного гостя» Даргомыжского», – такое выражение было у него в ходу.

Евгений Волынский - маэстро-праздник
Евгений Волынский

С ним мы тесно работали почти до самого его ухода: Исидор Аркадьевич скончался в августе, а всего за пару месяцев до этого мы разбирали «Пиковую даму» Петра Чайковского. Зак уже не мог дирижировать, а в театре возобновляли постановку режиссера Эмиля Пасынкова, где Германа пел Валерий Егудин. Исидор Аркадьевич был невероятно эрудирован, прекрасно знал французский, поэтому читал французскую литературу в оригинале.

Вы ведь знаете, что Исидор Аркадьевич открывал не только в Новосибирске оперный театр, но и в Челябинске, в котором я сейчас являюсь художественным руководителем и главным дирижером. И у меня в Челябинском театре выступал его внук, Илья (Илья Коновалов, известный скрипач, первая скрипка Израильского филармонического оркестра), которого я помню еще совсем ребенком, играющим в прятки под столом. Арнольд Михайлович и Исидор Аркадьевич – это два титана, которым я безмерно благодарен. Они до конца своей жизни мне помогали.

Конечно, тогда, в восьмидесятые годы, мы не понимали, насколько уникальная нам представлялась возможность — учиться у таких великих мастеров, и, признаюсь, я был далеко не примерным студентом. Я счастлив, что два великих дирижера были моими учителями. Конечно, я понимаю, что взял от них меньше, чем, наверное, мог бы, но когда ты молодой, то об этом не думаешь, к сожалению.

Материал подготовлен при участии М.Ивановой

Фото Евгения Иванова и Алексея Циллера

Досье:

Евгений Волынский с 2013 — художественный руководитель и главный дирижер Челябинского театра оперы и балета имени М. И. Глинки. В 1989 окончил дирижерско-хоровой факультет Новосибирской консерватории имени М. Глинки и в этом же году поступил на факультет оперно-симфонического дирижирования в класс нар. арт. СССР, проф. А. М. Каца. В 2001 окончил аспирантуру НГК на кафедре оперно-симфонического дирижирования по классу А. М. Каца. В 1987-1990 — дирижер Новосибирского театра музыкальной комедии. С 1990 — дирижер Новосибирского театра оперы и балета. С 1996 по 2002 преподавал в Новосибирской государственной консерватории имени М. Глинки (класс дирижирования, кафедра музыкального театра). С 2008 по 2013 — первый дирижер и музыкальный руководитель Польской национальной оперы (Варшава, Teatr Wielki Opera Narodowa), главный приглашенный дирижер оперного театра в г. Лодзь (Польша), главный приглашенный дирижером симфонического оркестра филармонии г. Ополе (Польша). Сотрудничает с Польским оркестром Sinfonia IUVENTUS. С 2011 работал в качестве приглашенного дирижера в Оперном театре г. Краков (Польша), с 2012 — Европейском центре музыки (г. Белосток, Польша).

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени «За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.