Художник Вячеслав Окунев: «Нам бы хотелось, чтобы декорации в нашем “Онегине” дышали»

Художник Вячеслав Окунев: «Нам бы хотелось, чтобы декорации в нашем “Онегине” дышали» Культ.Интервью
Народный художник России Вячеслав Окунев создает декорации к новой постановке оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» в НОВАТе в режиссерской трактовке Владимира Кехмана

Сотрудничество одного из самых востребованных театральных художников России и Новосибирского театра оперы и балета началось более двух десятилетий назад, и в репертуаре театра множество оперных и балетных спектаклей в сценографии Вячеслава Окунева. Предстоящая премьера оперы «Евгений Онегин» будет второй работой художника над этим произведением в нашем театре. Предыдущая постановка с декорациями и костюмами Окунева была представлена в 1994 году и шла на сцене около 20 лет. Костюм Татьяны из этого спектакля украшает музейную экспозицию НОВАТа на первом этаже театра.

Художник Вячеслав Окунев: «Нам бы хотелось, чтобы декорации в нашем “Онегине” дышали»

О новом обращении к шедевру Петра Ильича Чайковского Вячеслав Окунев рассказал в интервью.

В музее НОВАТа есть костюм Татьяны из спектакля в вашей сценографии. Получается, что только в нашем театре будет второй ваш «Онегин», а сколько всего постановок «Евгения Онегина» было в вашей творческой биографии?

Никогда не занимался подсчетами, поэтому трудно с ходу назвать цифру. Наверное, пятнадцать. Да, в Новосибирском театре оперы и балета мы ставили «Евгения Онегина» с режиссером Иркином Габитовым в 1994 году, и постановка была в репертуаре двадцать лет. Это довольно долго.

Сейчас хотелось бы сделать какую-то совершенно другую версию. Она возникла из самой музыки. Мы надеемся в нашем спектакле передать ощущения, которые рождаются именно от того, что ты слышишь, а не от сюжета, безусловно, замечательного… Важно было создать какую-то особенную атмосферу. На мой взгляд, получается такой «Евгений Онегин» воспоминаний. Спектакль-воспоминание о классических спектаклях, о временах Пушкина, Чайковского, о моде, пейзажной живописи… Сложный микс разных ощущений и ассоциаций ‒ из школьной программы, из каких-то других спектаклей, из каких-то наших собственных размышлений.

То есть спектакль будет классический, но в его построении вы отталкивались от определения «лирические сцены», которое дает некоторую свободу решений?

Безусловно, да. Но самое главное, хочется, чтобы спектакль не был каким-то старым, антикварным, запылившимся. Хотелось взглянуть на «Евгения Онегина» глазами обычного человека, который мечтает. Будет вполне реалистический спектакль, но он не будет конкретным. Скажем так, он будет дышать. Хотелось бы, чтобы, как и сама музыка Чайковского, декорации тоже дышали.

Художник Вячеслав Окунев: «Нам бы хотелось, чтобы декорации в нашем “Онегине” дышали»

Будет красиво?

Я не могу заранее так сказать. Что такое красиво? Для каждого по-разному. Мне бы хотелось, чтобы у зрителя осталось впечатление от спектакля и картинки. К этому пока мы стремимся.

У вас новый соавтор ‒ художник по костюмам Анна Ефремова.

Да, очень талантливая художница. Мы с ней много лет работаем в Михайловском театре, она художник-технолог. И «Евгений Онегин» будет второй постановкой, к которой она создает костюмы. У нее очень интересный взгляд на костюмы того времени. По-моему, очень симпатично получается.

По замыслу режиссера в спектакле будут оммажи к достаточно известным постановкам «Онегина». Это в сценографии будет отражено?

Да, это есть в сценографии. Какие-то детали, фрагменты ‒ как у композиторов бывают цитаты из других произведений. При этом в нашей постановке эти детали работают не так, как в тех спектаклях, из которых мы их взяли. Будут даже какие-то конкретные вещи, как, например, “онегинский портик” из постановки Станиславского, но мы его совершенно по-другому используем. Он у нас не работает, как у Станиславского во всех картинах, он появляется в определенном пространстве сцены. Это тоже будут как бы воспоминания, но воспоминания не конкретные, а такие воздушные. Хотелось бы добиться ощущения воздуха в спектакле.

Художник Вячеслав Окунев: «Нам бы хотелось, чтобы декорации в нашем “Онегине” дышали»

На какой стадии сейчас подготовка к премьере?

Я бы сказал, что на очень бурной стадии. Я сейчас за этим наблюдаю в мастерских в Петербурге.

Премьера на Большой сцене НОВАТа. П.И. Чайковский «Евгений Онегин» ‒ 15, 16 и 17 ноября, 13 декабря. Режиссер-постановщик ‒ Владимир Кехман, музыкальный руководитель и дирижер ‒ Михаил Татарников, художник-сценограф (декорации) ‒ Вячеслав Окунев.

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Марина Иванова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.