Ирина Фадина – о роли Маргариты: «Сбылась мечта, которой не было!»

Ирина Фадина – о роли Маргариты: «Сбылась мечта, которой не было!» Культ.Интервью

В начале июня новосибирцам и гостям нашего города выпадет редкая возможность увидеть один из знаковых спектаклей МХАТа Горького – «Мастер и Маргарита». Знаменитый драматический театр в рамках летнего гастрольного тура представит в столице Сибири на сцене НОВАТа постановку по великому роману Михаила Булгакова в сценической версии режиссера Валерия Беляковича.

В дневном и вечернем показах 11 июня спектакля роль Маргариты исполнит заслуженная артистка России, ведущая актриса мхатовской труппы Ирина Фадина.

Ирина была первой, кому выпала удача играть Маргариту и готовить роль непосредственно с постановщиком спектакля Валерием Беляковичем.

В интервью артистка рассказала об этой сценической работе.

Ирина Фадина – о роли Маргариты: «Сбылась мечта, которой не было!»

Расскажите, как вы получили роль Маргариты. Была ли она для вас желанной?

Вы знаете, я всегда у Татьяны Васильевны была ведущей артисткой и я, наверное, проще относилась к назначениям. Роман был моим любимым с тринадцати лет. Я, как и многие, читала его в перепечатке, которую мы передавали друг другу. И я настолько любила этот роман, что мне даже в голову не могло прийти, что меня когда-то назначат на роль Маргариты. Я даже не мечтала о Маргарите. Мечтала о Джульетте в свои годы, а о Маргарите – нет. Я знала, что должен был Белякович ставить спектакль, но совершенно не ожидала, что меня назначат.

То есть вы, одна из любимых актрис Дорониной, даже не могли себе представить, что это может быть?

Да, почему-то я об этом даже не думала. Тогда было интересное совпадение, мне кажется, в духе романа: я прибежала в любимый Дом актера, а там мне сказали, что умерла Маргарита Александровна Эскина. И все говорили: «Маргарита, Маргарита». И голова у меня была полна этой печальной новостью. И вот я бегу по Арбату, а мне звонят и говорят: «Ты слышала про Маргариту?» Я отвечаю: «Конечно, я слышала про Маргариту, я только сейчас из Дома актера». «Да нет! При чем тут Дом актера? Тебя назначили на роль Маргариты!» Такое редкое имя «Маргарита», вот одна Маргарита ушла – а она очень нас всех любила – и как будто с ее уходом сразу началась фантасмагория в моей жизни. Мне сказали: «Завтра репетиция, очень сжатые сроки. Начинаем очень плотно работать с Беляковичем». Естественно, у меня было свое видение, какая должна быть Маргарита: конечно, такая же, как я. Но я не представляла, как это можно сделать в театре, как это можно сделать в кино. Как фантасмагорию сыграть? И когда начались репетиции, у меня пошло столкновение. То есть я выходила такой, какой я себе представляла Маргариту, а Белякович меня за это просто бил, снимал. Вообще, он был потрясающий человек, очень темпераментный. Говорит: «Убери всю эту лирику. Помнишь “Родину-мать” в Сталинграде? Вот это Маргарита». Ведь для Маргариты Мастер – больше, чем мужчина. Мастер вместе со всей его философией, романом – это такая мощь. Она же и роман его любит, и его вместе с романом, и его направление по этой дороге. Мастер – это не Женя, не Вася. Это Мастер! Это глобально, это космически.

А постоянные колебания Мастера?

Я думаю,это как у каждого художника. Он не понимает, какой он величины. Это как Булгаков, который написал «Мастера и Маргариту» и даже не осознал, что он сделал. Так вот и Мастер то же самое.

Скажите, ваше первое впечатление было, что у вас сбылась мечта, которой не было?

Точное определение! Сбылась мечта, которой не было. (Смеется.)

Спектакль в том виде, в каком его делал Белякович, по-прежнему представляет интерес?

Если сохранять ту энергетику, которую он от нас требовал, вот то мощное пребывание мысли и боли, которая тревожит, то да, конечно. Нельзя просто говорить текст, не наполнив себя сегодняшней болью. Ты себя наполняешь, и тогда он актуален.

Любой спектакль со временем «замыливается», если нет постоянного авторского контроля. Как вы считаете, произошло ли это со спектаклем «Мастер и Маргарита»?

Можно сделать лучше, но здесь нужна жесткая рука. Театр Беляковича очень специфичен, он отличается от любого театра, нужно обязательно понимать то, что хотел режиссер. Не проигрывать в этаком реализме. Нет, нужно понять именно его почерк.

Кто сейчас присматривает за спектаклем?

Можно сказать, что Михаил Кабанов присматривает. Он играет Воланда. Во-первых, он ученик Беляковича, режиссуру у него окончил. Он сейчас вводами занимается, присматривает. У Беляковича ведь выстроена каждая мизансцена, каждый жест… И танцы он сам ставил, и сценографию он придумал. Все полотно делал он один. Поэтому, если в спектакле у тебя выход на эту музыку, ты должна в определенной точке выйти, пройти здесь и встать на определенную точку. Если ты чуть опоздала или еще что-то, акценты уходят.

Сегодня вы человек с большим опытом работы в спектакле и в то же время – та девушка, которая читала перепечатку «Мастера и Маргариты». Как вы считаете, постановка Беляковича не портит общее впечатление от романа?

Ирина Фадина – о роли Маргариты: «Сбылась мечта, которой не было!»
Мастер-Олег Цветанович, Маргарита-Ирина Фадина

У меня получилось так: я раздвоилась. Для меня есть роман Булгакова, который остался там, в юности, и есть спектакль Беляковича «Мастер и Маргарита» как второй роман Булгакова, которого я в этом качестве не открыла для себя. Он для меня зазвучал мощнее. Относительно Маргариты, наверное, даже больше.

Получается, что Беляковичу удалось не просто сохранить текст романа, но и выявить в нем нечто другое, свое?

Да, это было очень сложно: роман огромный. Как сохранить эти сюжетные линии, сжав текст до формата спектакля? Но когда нам прочитали то, что Белякович написал, я увидела, что почти все сохранилось. Что-то со временем ушло, но жесткая канва осталась. Это здорово. И он еще очень гордился тем, что придумал рукописи на металлических щитах. Очень хорошо, что нет мелкого какого-то реквизита, мебели. Как раз это помогает булгаковской мистике. Здесь не должно быть буквальных вещей – щиты железные, дым, музыка, движение, точки световые… Я считаю, что спектакль вполне современный, а если актер лично будет наполнять роль своей болью, он и останется современным. И если актер не будет тормозить, а будет действовать. Потому что рельсы выстроены каждому. И кто бы ни вводился, спектакль не разваливается. Канва настолько жесткая, что даже если актер не дотягивает, его вытянет коллектив.

Материал подготовлен при участии Марины Ивановой


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.