Как денди лондонский одет…

Как денди лондонский одет… Культ.Интервью

Большая оперная премьера ждет зрителей НОВАТа в конце этой недели. Юбилейный 80-й сезон театра и год 245-летия со дня рождения А.С. Пушкина ознаменует возвращение на Большую сцену самой популярной русской оперы ‒ «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Новую постановку оперного шедевра готовит команда во главе с режиссером Владимиром Кехманом.

Одеть всех персонажей спектакля довелось молодому театральному художнику Анне Ефремовой. «Онегин» в НОВАТе станет вторым большим спектаклем, для которого Анна создает коллекцию костюмов, но ее десятилетний опыт работы в театре, талант и креативный подход к творческим задачам заставляют с интересом ожидать ее новую работу.

Накануне премьеры мы побеседовали с Анной.

Как денди лондонский одет…

Вы уже давно работаете в театре?

Я работаю в театре как выпускающий технолог уже десять лет, из них семь лет в Михайловском театре. Это и опера, и балет. «Евгений Онегин» в НОВАТе ‒ вторая большая самостоятельная постановка, до этого была только «Летучая мышь» в Михайловском. То есть меня можно смело назвать начинающим театральным художником.

Недавно в Михайловском театре тоже состоялась премьера «Евгения Онегина», вы ее видели?

Это спектакль Начо Дуато, он всегда работает с художниками Ангелиной Атлагич и Джаффаром Чалаби. Я не успела посмотреть, но и не очень хотела, потому что картинка, бывает, настолько врезается в память, что мешает в работе.И эстетика, которая годами на сцене, иногда прямо въедается в тебя. От нее сложно избавиться, все равно она будет сквозить.

Расскажите, как костюмы соотносятся с общей художественной концепцией спектакля?

Режиссер Владимир Кехман в своей концепции использует отчасти кинематографический прием, своеобразный флешбэк: спектакль начинается с бала Гремина, и вся история видится именно его глазами. Это как будто его воспоминания, как будто даже немножко сон. Гремин присутствует во многих сценах, даже в сцене бала у Лариных. Он ведь знает историю Татьяны, и вот это его воспоминания. Поэтому и в решении костюмов можно проследить такую сквозную линию-воспоминание обо всем XIX веке.

Как денди лондонский одет…

Костюмы будут историческими?

Это такой условный историзм. Что я имею в виду? Это XIX век, без четкой привязанности к конкретным годам. Это дыхание эпохи, такие сквозные элементы, начиная с десятых годов XIX века и заканчивая модерном, который мы увидим в картине бала Гремина. В спектакле силуэт конца XIX века с заниженной талией, это начало эпохи модерна, перекликается со стройным силуэтом ампира первой четверти века. А что касается центральной части спектакля, то это пышный ампир в пастельных цветочных оттенках, его мы видим на ларинском балу. Он как раз привычен для постановок «Онегина», поскольку относится к моменту времени действия произведения. Это зажиточная провинция, отчасти еще в ампирной эстетике, но уже переходящая к более пышной форме середины века. Здесь есть деление на, условно говоря, более солидных женщин, где богатый рисунок на ткани, какие-то драпировки, кружевные элементы, и те, у кого костюмы более лаконичны, скажем так, более молодая кровь. Но в принципе в картине ларинского бала все будет в одной гамме, в одной стилистике. Потому что все равно мы делаем единую картинку, в которой не может быть каких-то выбивающихся элементов. Здесь, например, мужчины одеты не в привычные фраки, а в сюртуки фрачного типа. Ларинский бал, вся эта история, происходящая в такой провинциальной усадьбе, чуть-чуть перенесена относительно времени событий, указанных непосредственно в произведении.Мы пытаемся сделать бал кинематографичным. У нас каждый гость индивидуален. Костюмы хора все из разных тканей, фактуры разные ‒ бархат, парча, жаккард, шерсть. Костяк женского хора ‒ это цветочные мотивы, жаккарды, модные в то время, у мужчин более активные, насыщенные цвета. На балу Лариных присутствуют военные, у них исторические мундиры, при этом разные. Мы знаем, что на именины Татьяны был приглашен даже военный оркестр: «Музыка будет полковая». И вот характерная расшивка металлизированным галуном была именно у военных музыкантов, что я тоже использую.

Как денди лондонский одет…

Расскажите про главную героиню.

У Татьяны четыре костюма. Один ‒ достаточно простое ампирное платье, а также жакет-спенсер, характерный для того времени. Изначально мы думали сделать более пасторальный образ, с таким намеком на русский сарафан, но сейчас мы уходим от этого. Мне удалось найти красивую вышитую ткань, в том числе с золотом, то есть фактура костюма Татьяны сначала будет очень теплой, домашней. Например, дикий шелк, очень живописные оттенки словно под патиной, как на старинных полотнах, например, на портретах работы Василия Боровиковского. Хотелось бы создать именно такой эффект. А на балу у Гремина мы видим Татьяну в роскошном платье насыщенного оттенка и изысканном головном уборе.

Онегин одет по моде верховой езды: синий суконно-шерстяной сюртук подфрачного типа, бежевые брюки с жилетом и сапоги наездника с двумя расцветками. Это немного более строгий образ ‒ классический образ элегантного джентльмена, спустившегося с лошади. На балу у него фрак глубокого синего цвета и жилет молочного оттенка, чтобы он был контрасте с хором и с Ленским. По законам жанра мы выделяем солистов.

Ели говорить об образе Ленского, то персонаж рос по соседству с имением Лариных, поэтому в его костюмах больше землисто-бордовых оттенков. Вообще, линия определенного цвета протянута сквозь разные картины. На балу он в достаточно смелом бордовом оттенке, такой провинциальный Байрон, который постарался нарядиться, но при этом романтик.

Премьера. Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке режиссера Владимира Кехмана и дирижера Михаила Татарникова на Большой сцене НОВАТа ‒ 15, 16, 17 ноября, 13 декабря, 25 января и 28 февраля.


Поделиться в соц.сетях
Марина Иванова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.