Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана в рамках апрельских гастролей представит сибирскую премьеру балета «Преступление и наказание». Партию Родиона Раскольникова в гастрольных показах исполнит Владимир Афоничкин.
Как складывалась работа над этой непростой партией, как происходило постижение образа персонажа, Владимир Афоничкин рассказал в интервью.
Владимир, вам предстоят уже третьи гастроли на сцене НОВАТа. В первый ваш приезд вы танцевали в кордебалете. В прошлый были солистом?
Да, в прошлый приезд мне доверили станцевать на вашей сцене сразу три партии: Ленского в «Евгении Онегине», Алексея Карамазова в «По ту сторону греха» и Треплева в спектакле «Чайка. Балетная история». В этом году буду танцевать Раскольникова в сибирской премьере балета «Преступление и наказание».
Как вам наша сцена?
Потрясающая! Я с радостью приезжаю в ваш театр. Сцена для нас непривычно большая. У нас в Петербурге сцена поменьше. Мне говорили, что у вас самая большая сцена в России.
Скажите, для вас неожиданно было, что Борис Яковлевич дал вам партию Родиона Раскольникова?
Я был изначально занят в партии Раскольникова, но не в первом составе. В нем предполагался наш солист, выпускник новосибирской балетной школы Олег Габышев. В период постановочных репетиций первого акта я готовился, наблюдал за Габышевым, за его спиной набирался опыта. А уже со второго акта для меня начался самый сложный период. Олег завершил работу в нашей труппе. Меня перевели в первый состав. Это, конечно, с одной стороны, очень радостно, а с другой – большой стресс. Каждый постановочный день с Борисом Яковлевичем, несомненно, приносит огромный опыт, но сам процесс – довольно тяжелый. Ты не можешь разочаровать хореографа. Все время думаешь о порядке, об образе, и это все надо совмещать. Эйфман – творческая личность, и необходимо постоянно быть в моменте, понимать, чего он хочет добиться от тебя на репетиции. А когда ты уже третий час безостановочно работаешь в зале, то бывает очень сложно. Но я рад, что такой опыт состоялся и я станцевал партию Раскольникова.
В Новосибирск театр привезет сибирскую премьеру «Преступление и наказание». Для вас Раскольников плохой или хороший человек?
Мне до сих пор до конца не понятно это.
У Эйфмана в «Преступлении и наказании» даже в черном обязательно есть что-то белое. Как вы это пытаетесь раскрыть в своем герое?
В своем балете Борис Яковлевич придумал яркий ход: Раскольников как бы делится на два разных персонажа, олицетворяющих его светлое и темное начала. Двойника, Тень Раскольникова танцует мой брат-близнец Даниил (который, надеюсь, примет участие в предстоящих спектаклях в Новосибирске).
Брат-близнец?!
Да. Мы в 2020 году пришли в театр, и он сейчас тоже стал солистом.
А кто светлый, кто черный?
Я светлый. Черная тень в спектакле подобна змею-искусителю. Она ползает, извивается, заражая главного героя идеей о праве на кровь и подговаривая убить старуху. И в этом плане мне легче исполнять свою партию, потому что не нужно раздваиваться, распадаться на два образа. Для меня Раскольников – светлая личность. И вообще я его очень сильно полюбил за время работы над ролью.
Сколько лет вы работаете в труппе Эйфмана?
Пятый год.
А что вы оканчивали?
Красногорское хореографическое училище в Подмосковье.
А как вы попали в театр? Это же непросто.
Наша заведующая труппой Майя Германовна Янсон следит за всеми балетными событиями и постоянно ищет артистов. Шел последний, выпускной год моего обучения в училище. Мы с братом поехали на конкурс Григоровича в Сочи. Там и познакомились с Майей Германовной. Она взяла наши контакты и затем пригласила на просмотр в труппу. Мы показались, нам сказали: «Приходите в конце года». Но начался ковид, и все просмотры были приостановлены.
Вы, получается, заменили Олега? Вы танцуете сейчас его партии?
Не все, конечно: я танцую Раскольникова в «Преступлении и наказании», Алексея Карамазова в балете «По ту сторону греха» (в котором Олег танцевал Дмитрия), Треплева в «Чайке», Наследника в «Русском Гамлете».
То есть вы взяли часть его партий. Какие ощущения?
Есть свои сложности.
Сравнивают?
Не то слово.
Когда сравнивают с человеком, который уже при жизни – звезда танца, значит, у вас хороший уровень. Поэтому Борис Яковлевич взял именно вас.
Надеюсь, да. Главное, не подводить.
Творчество Бориса Яковлевича очень хорошо заходит молодежи. Но «Преступление и наказание» – тяжелейший роман. Как вы считаете, молодежи будет интересна эта постановка? Сможет она понять Раскольникова?
У Бориса Яковлевича есть свой уникальный стиль, которого он придерживается. Эйфман пытается не только донести до зрителя основную философскую суть романа, но и открыть в нем нечто новое, свое. У нас на премьере была Алиса Фрейндлих. И я очень запомнил хорошо, как она пришла к нам за кулисы, поздравила и отметила, что все сцены читаются. Думаю, раз она так сказала, то и молодежи спектакль также должен понравиться. Алиса Бруновна непременно бы увидела фальшь.
Один Ваш партнер ‒ Ваш брат. А кто исполняет роль Сони?

Партию Сони Мармеладовой танцует ведущая солистка Любовь Андреева. Потрясающая исполнительница, мы с ней очень активно работали весь год. Она чрезвычайно много мне дала. У Любы бешеная творческая энергетика. И она всегда работает в полную ногу. Когда с ней репетируешь, понимаешь: ты тоже должен все делать с максимальной отдачей. Рядом с Любой по-другому нельзя. Она серьезно помогла мне в выстраивании образа Раскольникова, постоянно что-то подсказывала. Это потрясающе.
Вы работаете над новым балетом?
Да, у нас идут постановочные репетиции новой версии легендарной «Красной Жизели». У меня роль Партнера. Его прототипом стал Серж Лифарь, танцевавший с великой Ольгой Спесивцевой (судьбе которой и посвящен балет Бориса Яковлевича).
Все-таки Борис Яковлевич решил вернуть «Красную Жизель»?
Да. Мне кажется, сегодняшняя постановка будет гораздо сложнее и совершеннее, чем прошлые версии. Интересно, конечно, что получится.
У вас впереди большое светлое будущее. Я бы хотел, чтобы вы сказали несколько добрых слов нашим зрителям, которые очень ждут приезда коллектива.
Всегда радостно приезжать в Новосибирск, ведь зрители здесь нас очень хорошо принимают. Это, кстати, одно из тех мест, где мы после окончания основных поклонов еще и за занавес выходим – публика долго не отпускает артистов. Замечательно, что театр возвращается в ваш город. Это для нас большое событие и праздник.