«Свадьба Фигаро» Моцарта будет представлена в НОВАТе

"Свадьба Фигаро" Моцарта будет представлена в НОВАТе Культ.Интервью
Новосибирская опера готовится к премьере «Свадьбы Фигаро», которая станет самым значительным и ожидаемым событием марта в музыкальной жизни культурной столицы Сибири. Билетов на 27 марта уже почти нет, на 29-е ещё есть.

27 марта, в Международный день театра Новосибирский государственный академический театра оперы и балета представит пятую, по счету премьеру в нынешнем сезоне. Подарком для всех поклонников музыкального театра станет новая постановка оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро» на Малой сцене НОВАТа. Премьеру готовят художественный руководитель НОВАТа Дмитрий Юровский и главный режиссёр театра Вячеслав Стародубцев.

"Свадьба Фигаро" Моцарта будет представлена в НОВАТе
Великий плут

Оперное наследие Вольфганга Амадея Моцарта – это богатый и вечный по своей сути источник вдохновения для любого оперного дома. В феврале 2021 года дирижёр Дмитрий Юровский и режиссёр Вячеслав Стародубцев поставили в театре последнюю, самую мистическую оперу великого композитора — «Волшебная флейта».

Необычность постановки была и в том, что действие перенесено в цирковое пространство, и в том, что персонажи оперы перевоплотились в артистов цирка-шапито в одном из австрийских городков. Действие разворачивалось в максимальной близости от зрителей с нередкими проходами через весь зал и галереи балкона. Постановщики максимально задействовали все пространство зрительного зала, погрузив любителей оперы в магию моцартовской музыки и театрального действия.

Зрительский успех «Волшебной флейты» подтвердил правильность выбора площадки Малой сцены для постановки моцартовских оперных шедевров. Год спустя постановщики продолжают Моцартиану шедевром раннего (хотя, учитывая короткую жизнь композитора, это разделение весьма условно)  Моцарта – «Свадьба Фигаро». Постановка стала не только второй оперой гениального австрийца в репертуаре театра, но и  второй постановкой о похождениях плутоватого и обаятельного Фигаро, основанной  на комедиях Бомарше. Премьера первой – «Севильский цирюльник» Дж. Россини – состоялась в НОВАТе в 2018 году.

Новый спектакль зрителям представит команда, создатели аншлаговой «Волшебной флейты», а значит, публику ждёт неожиданное, остроумное, стилистически выверенное музыкальное действо. Вместе с Дмитрием Юровским и Вячеславом Стародубцевым над постановкой работают художники Жанна Усачева (костюмы), Тимур Гуляев (сценография), Вадим Дуленко (мультимедийный контент), Сергей Скорнецкий (световая партитура), Сергей Захарин (пластическое решение).

Партии готовят солисты театра (по алфавиту; в составе исполнителей возможны и изменения): Граф Альмавива — Артём Акимов, Алексей Зеленков, Алексей Шаповалов,
Фигаро — Гурий Гурьев, Андрей Триллер, Графиня Альмавива — София Бачаева, Ирина Новикова, Юлия Юмаева, Сюзанна — Диана Белозор, Дарья Шувалова, Доктор Бартоло — Константин Буинов, Роман Верещагин, Алексей Лаушкин, Марцелина — Ольга Колобова, Ирина Новикова, Елизавета Целикова, Керубино — Марина Кипинган, Екатерина Марзоева
Дон Базилио — Андрей Денисов, Евгений Козырев, Антонио — Руслан Балягов, Константин Буинов, Роман Верещагин, Барбарина — Диана Белозор, Галина Петкевич, Дон Курцио — Виктор Дитенбир, Евгений Козырев, Юрий Комов.

Сегодня мы имеем возможность дать нашим читателям интервью с создателями Моцартианы.

О премьере рассказывает режиссёр-постановщик, автор художественной концепции и соавтор сценографии спектакля Вячеслав Стародубцев.

"Свадьба Фигаро" Моцарта будет представлена в НОВАТе
Вячеслав Стародубцев

Этот день страданий, капризов и безумств может завершить только любовь!

– Моцарт – это солнце! Его музыка излучает свет и любовь к жизни, и даже в самых трагических его сочинениях свет всегда торжествует. Несмотря на комический сюжет, «Свадьба Фигаро» заканчивается практически религиозным финалом, который говорит о всепрощении и покаянии, ведущих нас к истинной любви: «Этот день страданий, капризов и безумств может завершить только любовь»! В преддверии весны мы хотим, чтобы солнечный гений Моцарта осветил наш театральный мир.

– Зерно, на котором построена концепция спектакля – это борьба старого и нового мира, что было актуально и несколько веков назад, и сейчас. А ещё в музыке Моцарта есть вечность, которая выражается в гармонии каждой написанной им ноты, и то, чему я не перестаю служить ни на минуту – красота. Нельзя переставать кричать о ней со сцены, особенно сейчас.

– «Свадьба Фигаро» – изысканная комедия положений, наполненная светом, юмором, причудами продолжит нашу Моцартиану, начатую «Волшебной флейтой», которую новосибирская публика так полюбила. И открою секрет – это не последняя моцартовская опера в нашем репертуаре, серия спектаклей будет продолжена.

– В своей работе мы вдохновлялись моцартовским стилем – изящным и причудливым, как барокко, но ещё более воздушным, лёгким и чувственным. Конечно, Моцарт – это уже не барокко, но витиеватые кружева этого стиля есть и в интригах сюжета, и в изящной музыкальной структуре «Свадьбы Фигаро».

– Я уже не в первый раз отстаиваю свой подход к постановке. Да, можно придать любому материалу мегаактуальные смыслы, одеть героев хоть в офисные костюмы, хоть в военную форму и обосновать это концепцией, но намного сложнее погрузиться в музыкальную драматургию, постичь суть авторского замысла, проникнуться моцартовской эстетикой и в результате создать драгоценную камею тонкой и изящной работы, которую не отторгнет музыка.

– В нашем спектакле мы делаем ставку на оперную молодёжь, пришедшую к нам в труппу в этом сезоне, даём им возможность встать на ноги и раскрыться в необыкновенной музыке Моцарта. Прекрасный баритон Артём Акимов, сейчас работает над партией Графа и очень точно вписывается в мою концепцию, ценная находка для труппы сопрано Диана Белозор, исполняющая роль Сюзанны. Также в спектакле задействованы тенор Андрей Денисов и меццо-сопрано Елизавета Целикова. Вся эта молодая кровь будет кипеть наряду с нашими признанными мастерами – Андреем Триллером и Гурием Гурьевым в роли Фигаро, а также Дарьей Шуваловой, Ольгой Колобовой, Ириной Новиковой, Светланой Токаревой и другими.

– Ещё на самом первом разговоре с труппой о спектакле «Свадьба Фигаро» я сказал, что это будет такая же кропотливая и тонкая работа, какую мы проделали, готовясь к «Фальстафу», ведь и в том и в другом случае за легким, казалось бы, сюжетом кроется невероятная глубина. Главное, чего нам вместе удалось добиться тогда – это точное понимание каждого слова, яркая актёрская игра в соответствии с сюжетной канвой и стилем, а всё это требует глубочайшего проникновения в музыкально-драматический материал, в музыкальную логику каждого персонажа.

– При постановке нам нужно было учитывать особенности площадки, на которой мы представим наш спектакль. Это Малый зал, где, в отличие от нашей грандиозной Большой сцены, нужна тонкая и четкая подача, яркая, но в то же время правдивая. Поэтому я предложил свою музыкальную редакцию оперы, ориентируясь именно на Малую сцену, чтобы добавить спектаклю динамики и лёгкости.

– Сценическое решение постановки мы хотели сделать одновременно простым, лёгким, ироничным и немного причудливым – столь же изящным, как музыка этой моцартовской оперы. Это изысканное иронично-историческое решение с роскошными костюмами, пышными париками и кринолинами – словом, мы постараемся сделать по-моцартовски солнечный и игровой, ярко-театральный и жизнерадостный спектакль. Раскрывать все секреты не стану – вы сможете сами всё увидеть на премьере в Международный день театра.

О премьере рассказывает художественный руководитель НОВАТа Дмитрий Юровский.

"Свадьба Фигаро" Моцарта будет представлена в НОВАТе
Дмитрий Юровский

«Фигаро здесь, Фигаро там!» – теперь в НОВАТе

В ожидании премьеры я задал несколько вопросов о новом спектакле художественному руководителю НОВАТа, музыкальному руководителю постановки, дирижёру ДМИТРИЮ ЮРОВСКОМУ.

– Дмитрий Михайлович, как вам кажется, «Свадьба Фигаро» Моцарта на сюжет одноименной комедии Бомарше – это ведь один из первых образцов оперного искусства,  где показан совершенно живой  человек? Расскажите о некоторых особенностях оперы.

– Я думаю, что определенная доля бытового реализма присутствует в «Свадьбе Фигаро» – композитор переносит высокое искусство в просторы повседневной жизни. Опера, действительно, восхищает, ведь в ней уникально все! Например, совершенно удивительным образом решена первая сцена, где герой измеряет кровать – это достаточно любопытный момент, к слову, сам Моцарт любил его расхваливать. Если говорить о творческой составляющей, то композитор сделал невероятное открытие – революцию в области оперных ансамблей, ведь прежде они, существовавшие в поздней барочной музыке, а затем в раннем классицизме, были совершенно иного плана, и представляли  большую гармонию, единство. В ансамблевых сценах Моцарта исполнители произносят одновременно разный текст, как бы перебивая друг друга, но сохраняя при этом органичное слияние. Истоки этой реформы находятся в опере «Свадьба Фигаро».

– Говоря об операх Моцарта, мы не можем не затронуть еще одного гения – Сальери, отрицательный образ которого запечатлен в знаменитой «Маленькой трагедии» Пушкина.… В операх Сальери пели прекрасно подготовленные исполнители. Моцарт пошел по иному пути, например, в «Волшебной флейте» он написал партию птицелова для своего приятеля, не имеющего музыкального образования.… Здесь присутствует расширение границ?

– В опере «Свадьба Фигаро» Моцарт отнесся с большим интересом к реализации творческого замысла, не задумываясь о «хитовости». К слову, раз мы вспомнили Пушкина – «Откупори шампанского бутылку, иль перечти «Женитьбу Фигаро»», – стоит сказать, что в ту пору композитор был весьма оптимистичен и без Бомарше. В музыке, несомненно, относящейся к эпохе классицизма, ощутимы ранние зачатки будущего романтизма – это, естественно, дуэт Сюзанны и Графини, который будет актуален всегда, как и, впрочем, многое другое в его творчестве.

– И сюжет носит печать «актуальности»…

– Да. Мне кажется, что отношение к этому материалу в России всегда будет особенным еще и благодаря спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро», который долгие годы идет в Московском Театре Сатиры и его телевизионной версии – это несколько поколений зрителей, хорошо знающих сюжет. Там он, конечно, представлен несколько по-иному, но у Моцарта, несмотря на структуру, оперные формы, которые он точно соблюдал, очень живой и доступный  материал. Сюжет понятен даже без знания итальянского языка. Я очень рад, что, помимо «Севильского цирюльника», в театре появилась еще одна опера, в которой также задействован сюжет Бомарше.

– Малая сцена – это осознанный выбор? Он связан с тем, что оперы Моцарта изначально были ориентированы на небольшую сцену? Зрители хорошо оценили постановку «Волшебной флейты» в камерном пространстве.

– Да, конечно, я абсолютно уверен, что такие произведения должны идти на той сцене, где есть природное приближение артиста к зрителю. Подобного рода репертуар на Большой сцене, несомненно, теряется.

– Есть ли в планах осуществить постановки других опер Моцарта?

– Это второй шаг в нашей «Моцартиане». Я считаю, что у нас есть и большие ресурсы, и желание продолжить эту традицию! Творческое наследие Моцарта представляет ценность для любого оперного театра.

Материалы подготовили Марина Иванова, Александр Савин.

Фото: Алексей Цилер и Евгений Иванов

Поделиться в соц.сетях
Редакция портала
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.