Вы когда-нибудь общались с настоящей музой? Мне повезло, я встретил такую невероятную женщину, которая все свое время и всю свою энергию посвятила продвижению творчества мужа. Речь идет о Вере Таривердиевой, супруге одного из самых ярчайших композиторов XX века Микаэле Леоновиче Таривердиеве. Чтобы сохранить колоссальное наследие своего мужа она создала и возглавила Благотворительный фонд творческого наследия Микаэла Таривердиева. В 1999 году Вера Таривердиева основала Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева и стала его арт-директором. Конкурс проводится по нечетным годам в Гамбурге, Канзасе, Пекине, Москве (первый тур), получинал и финал — в Кафедральном соборе Калининграда. Проводит фестивали и концерты памяти Микаэла Таривердиева. Завершила книгу мемуаров М. Таривердиева «Я просто живу», написала книгу «Биография музыки» о жизни и творчестве. Но это одна сторона ее жизни и работы.
Есть и другая, не менее важная, более того, она пересекается с первой. В 2016 году Вера Таривердиева была назначена директором Кафедрального собора в Калининграде, а в 2022 стала его художественным руководителем. И теперь ее зона ответственности — вся творческая деятельность, музейно-концертные коллаборации, репертуарная и фестивальная политика. Ей удалось многое. Творческая жизнь Кафедрального собора вышла на новый международный уровень, Собор на острове Канта обрел в лице Веры настоящего стратега и вдохновителя. Ее детищем стал не только знаменитый Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, о котором уже было сказано, но и Международный фестиваль «ОРГАН+», фестиваль «Декабристские вечера», в рамках фестиваля «Шедевры мировой классики» появился «Всемирный день философии. МузыКанты на острове Канта. Ремесло экстаза» и «Всероссийский день органа», фестиваль «Территория мира — Террритория музыки». Вера Таривердиева придумала и осуществила проект «Выставка одной картины». А каждое лето в Соборе проходят «СовершенноЛетние концерты». Сегодня собор стал не просто известным местом города, но и культовым центром органного исполнительства.
Признаюсь, испытывал определенную робость при разговоре с этой хрупкой женщиной. Для меня Таривердиев – это несколько больше, чем просто популярный автор песен и музыки для кино. Таких у нас немного, но они были и есть. Прежде всего, он композитор! Даже в эстрадных песнях, им написанных, присутствует академизм и глубина. Ты понимаешь, что он потрясающий мелодист и что мелодичность и глубина эта в каждой его ноте. Меня волновали некоторые вопросы творчества Таривердиева, которые я не мог не задать супруге композитора, достойно несущей фамилию этого легендарного человека.
– В нынешнем году проходит первый постковидный международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева.
–Да конкурс еще идет. Он тринадцатый по счету, но после ковида – первый. Конкурс проходит раз в два года.
– Скажите, получается ли вернуть все на прежний, доковидный уровень или даже улучшить?
– Конкурс, который проходил во время пандемии, у нас был очень удачный, он прошел замечательно. А конкурс этого года – новые проблемы, новые сложности. Конкурс форматирован таким образом, что первый тур проходил многие годы в Гамбурге, в Соединенных Штатах Америки и в Москве. В этом году отказались проводить вживую объявленный первый тур в Нью-Хейвене (США) и в Гамбурге. И весь первый тур, кроме московского – он будет проходить еще в августе – мы проводили онлайн.
– Я понимаю, что события, связанные со специальной военной операцией внесли серьезные коррективы. Но исполнители из европейских стран, из США проявили интерес?
– Интерес есть, но у нас всего один европеец принимает участие и одна исполнительница из Канады. Все остальные участники либо из России, либо это Южная Африка, Южная Корея, Китай.
– Тем не менее, конкурс продолжает жить, становится все более популярным. Честно говоря, конкурентов ему не вижу.
– Мы стараемся во что бы то ни стало провести конкурс. Пропускать год нельзя ни в коем случае! Нужно это делать, несмотря на проблемы.
– Вы сейчас занимаетесь организацией творческих проектов в Кафедральном соборе Калининграда. Когда я слышу о Калининграде, это, чаще всего, касается работы Кафедрального собора. Это связано с тем, что вам удается насытить его очень интересными проектами?
– Во-первых, это сакральное место в Калининграде. Это самая популярная туристическая точка города. Поэтому поток людей там очень большой, и мы проводим действительно феноменальное количество концертов: семьсот восемьдесят четыре концерта в год. У нас нередко бывает по три концерта в день. Это дневные органные концерты. В Кафедральном соборе — самый большой орган в России, это комплекс из двух органов. Он пользуется большой популярностью. Мы проводим несколько фестивалей на протяжении всего года. Сочетание таких факторов, как активная концертная жизнь и популярность этого места приводят к видимому результату.
– Вы как-то скромно умалчиваете о третьем факторе – руководстве. Я знаю много сакральных мест в нашей стране, в которых, тем не менее, нет никакой серьезной работы. А у вас она есть.
– Мы стараемся интересно выстроить эту работу. Как говорится, использовать орган на полную катушку. Выступаем не только с концертами, которые повторяют программы. У нас несколько фестивалей, самое большое число фестивальных концертов приходится на лето. Если у других, как говорится, это конец сезона или не сезон, то у нас это самое активное время. Летом проходит фестиваль «СовершенноЛетние концерты», а в течение года – фестивали «Орган плюс», «Баховские дни», «Декабристские вечера», «Шедевры мировой классики».
– Вы еще проводите выставку одной картины из Третьяковской галереи, о которой писали многие СМИ, конкурс органистов, вы назвали целый ряд мероприятий. Как вам это удается? Сколько у вас сейчас исполнителей?
– У нас два титулярных органиста, на которых держатся все дневные концерты. Со своими интересными программами они также участвуют и в вечерних концертах.
– А каков вообще ваш исполнительский актив на сегодняшний день?
– Огромное количество исполнителей. Все ведущие органисты России, все активные органисты выступают в Кафедральном соборе, приглашенные зарубежные исполнители тоже. Сейчас, конечно, их стало меньше, но все равно они есть. Мы проводим Органные ассамблеи. Вот совсем недавно у нас выступал немецкий органист Денни Вильке в рамках органных ассамблей. Органные ассамблеи — это мастер-классы, в которых принимают участие молодые органисты. Они не только слушают мастер-классы, но также выступают с концертом в завершении Ассамблей.
– Скажите, вы находитесь в прямом подчинении министерства культуры Калининградской области?
– У нас автономное учреждение культуры, то есть формально мы подчиняемся министерству, но существуем самостоятельно, без каких-либо государственных субсидий. Мы на жизнь зарабатываем себе сами.
– Феноменально! В одном зале такое количество концертов даже сложно представить себе. А ведь Вы каким-то мистическим образом связаны с Новосибирском. У вас сейчас сестра живет в новосибирском Академгородке, она биолог. Ваша мама жила здесь. Как это случилось, что сначала Алма-Ата , потом Новосибирск?
– Сестра, когда окончила университет в Казахстане — возглавляла студенческое научное общество биологического факультета – поехала работать в Академгородок и осталась в Новосибирске. Потом уже, когда родители стали пожилыми, им надо было с кем-то соединяться, они переехали в новосибирский Академгородок. Отец уже не работал, а мама работала еще в университете, она была филологом.
– А вы сами приезжали в Новосибирск?
– Конечно, я и сейчас бываю в Новосибирске регулярно.
– Скажите, вы же знаете наших исполнителей? Насколько я знаю, у вас неплохие связи с ансамблем ранней музыки и с его руководителем Аркадием Бурхановым.
– Да, да, у них есть программа, посвященная музыке Микаэла Леоновича.
– Я ее очень люблю, слушаю. Вообще, я поклонник творчества вашего мужа. В связи с этим вопрос: как-то у многих сложилось такое впечатление, что Микаэл Таривердиев – композитор для кинематографа. Но мы знаем, что у него есть потрясающие произведения для органа, оперы, балеты…
– Микаэл Леонович написал четыре оперы, два балета, органную музыку, инструментальные концерты, фортепианные произведения. То есть, это огромное творческое наследие. Благодаря нашему конкурсу в Калининграде органная музыка Таривердиева стала все чаще исполняться, ее узнала широкая публика. Главная особенность Международного конкурса имени Микаэла Таривердиева такова, что в каждом туре музыкант должен исполнить произведение Микаэла Леоновича. В первом туре — это Basso ostinato из второго концерта для органа или две хоральные прелюдии из Десяти хоралов для органа «Подражание старым мастерам». Во втором туре — это концерт для органа «Кассандра» или второй концерт. Третий тур — финал — самый сложный. В нем органист должен исполнить свободную программу на 30 минут в сочетании с одной из частей симфонии «Чернобыль». То есть, наш конкурс — это открытие органной музыки Таривердиева! К Третьему конкурсу издательство «Музыка» выпустило сборник «Произведения Микаэла Таривердиева для органа», в котором опубликованы все сочинения, написанные композитором для этого инструмента.
— Вы сказали, что Микаэл Леонович создал два балета и четыре оперы. Расскажите подробнее об этих работах.
– Все оперы Микаэла Леоновича ставили. Три из них — «Кто ты?», «Граф Калиостро», монооперу «Ожидание» ставил Борис Александрович Покровский в Камерном театре. «Кто ты?» ставился выпускниками ГИТИСа. И это замечательные, совершенно потрясающие работы. Есть записи. «Ожидание» звучит часто в концертном исполнении. «Графа Калиостро» поставили в Омске. Конечно, эти оперы заслуживают большего внимания. Это потрясающие оперы, которые могли бы иметь успех. Напримет, «Граф Калиостро» – это комическая опера, и она прекрасно смотрится на любой сцене.
– А балеты?
– Балет «Девушка и смерть» ставился в Большом театре, но накануне премьеры в результате борьбы ведущих солистов Большого театра с Григоровичем уже поставленный балет отменили. За несколько дней до премьеры балет был снят, это было в восемьдесят седьмом году. И он так больше нигде и не был поставлен. Сюита из балета звучала только в концертном исполнении.
– А кто поставил его?
– Вера Боккадоро.
– А второй балет?
– Второй балет – «Девочка на шаре», он вообще нигде не ставился.
– Все ли удается вам из того, что вы делаете в Кафедральном соборе, а так же в работе по популяризации творчества Микаэла Таривердиева? Или есть вещи, в которых вам нужна помощь и содействие общественности?
– Конечно, нужна помощь и содействие. Я, например, мечтаю о том, чтобы балеты и оперы Микаэла Леоновича были поставлены. К сожалению, это еще только предстоит осуществлять.
– Тогда будем считать, что основная задача сейчас состоит в том, чтобы наследие вашего мужа было представлено в более полном объеме.
– Да, это важная актуальная задача. Хотелось бы, чтобы на нее обратили внимание театры. Потому что на Таривердиева ходят, его музыку любят, он пользуется популярностью. Если осуществить постановку его опер, балетов в театре, это было бы замечательно.
Была такая крылатая фраза в советской журналистике: Когда этот номер готовился к печати пришла информация…..». Сейчас все мигом. Мысль мелькнула скорее ее в блог.
4 августа я беседовал с художественного руководителя Национального академического театра оперы и балета им. Спендиаряна (г. Ереван), заслуженным артистом Республики Армения Кареном Дургаряном. Я рассказал ему о нашем разговоре с Верой Таривердиевой. Он мне тут же сообщил, что в театре будет поставлена первая моноопера композитора, и он надеется, что это лишь начало.
Фотографии предоставлены пресс-службой Кафедрального собора (г. Калининград)