Даниил Крамер: «МУЗЫКА УЧИТ НАС ОТЛИЧАТЬ ФАЛЬШЬ ОТ ПРАВДЫ»

Даниил Крамер: "МУЗЫКА УЧИТ НАС ОТЛИЧАТЬ ФАЛЬШЬ ОТ ПРАВДЫ" Культ.Интервью
Интервью 2003 года, в котором известный пианист рассказывает о том, стоит ли молиться на Гайдна, почему ему не нравится деление на композиторов и исполнителей и о различии между публикой-вампиром и публикой-донором.

Он играл, а в зале смеялись. Такое чрезвычайно редко бывает в стенах филармонии на концертах известных пианистов, где даже легкая музыка не вызывает смех. Но Даниил Крамер — «раздвигатель» классических рамок, «ломатель» традиционных устоев и «взрыватель» общественного мнения — заставил слушателей откликнуться на свое музыкальное чувство юмора. Впрочем, от него именно этого и ждали, ведь после исполнения серьёзной программы он всегда играет на бис собственные импровизации, в которых известнейшие классические темы раскладывает на современные гармонии и ритмы. Получается ужасно смешно. Педанты этим возмущаются, но даже они отдают должное тому мастерству и лёгкости, с которыми Даниил Крамер расправляется с великими мастерами прошлого. На этот раз досталось Моцарту. Но, думаю, там, на небесах, классик и сам смеялся вместе с публикой над джазовым шаржем к своему бессмертному «Рондо в турецком стиле». Лауреат премии имени Густава Малера, пианист классической школы, джазмен и просто музыкальный хулиган Даниил Крамер отвечает на вопросы «Покровки, 7».

— Музыканты ведут вечный спор: кто ближе к Богу — композитор или исполнитель? И некоторые считают, что эту дилемму разрешил джаз с его возможностью импровизаций, когда музыкант оказывается и тем, и другим в одном лице.

— Мне не близко деление музыкантов на композиторов и исполнителей.

— Но ведь многие исполнители не обладают композиторским даром. Вот, например, Сергей Накаряков. Когда я спросила у него, не собирается ли он заняться джазом, он честно признался, что не может сочинять.

— О, с Накаряковым я собираюсь познакомиться! Я же сейчас переделываю концерт Гайдна для трубы и фортепиано. И там будут элементы джаза. Я обратился к Сергею с предложением исполнить концерт, но он и правда насторожился — именно по этой причине.

— Переделываете концерт Гайдна? Смело!

— А что, мы должны вздымать кверху руки, падать на колени и молиться на Гайдна? Гайдн не Бог. Сам Моцарт позволял себе делать обработки кого угодно. Чем мы хуже Моцарта?

Через двести лет мы сами будем считаться такими же «старыми» мастерами, каков Моцарт для нашего времени. И никакие профессора, гневно стучащие палкой об пол, не могут быть препятствием.

Так вот, почему мне не нравится деление на композиторов и исполнителей? Оно во многом искусственно. Ведь большинство величайших композиторов были и величайшими исполнителями: Лист, Шопен, Моцарт, Бах, Рахманинов, Шостакович.

Даниил Крамер: "МУЗЫКА УЧИТ НАС ОТЛИЧАТЬ ФАЛЬШЬ ОТ ПРАВДЫ"
Даниил Крамер

Не владеющий техникой игры сочинитель вызывает у исполнителя его произведения улыбку, а подчас и хохот. Ясно, что писал человек, не умеющий играть! Хотя не бывает правил без исключений. И, в общем, спорить, кто из них ближе к Богу, трудно: ведь ты приближаешься к Богу не потому, что пишешь музыку или исполняешь её, а просто потому, что ты музыкант. Насколько ты хорош как музыкант — в выбранном тобой амплуа — настолько ты и близок к Богу. Амплуа — это всего лишь путь, и нельзя подменять понятие пути понятиями цели и результата.

Так все-таки в джазе решается проблема разделения на две музыкантские профессии? Ведь джазовая музыка рождается прямо на сцене, в отличие от музыки того же Моцарта, который наверняка писал её в тишине рабочего кабинета.

— Можно подумать, что джазовые музыканты не работают в тишине рабочих кабинетов! Да они заранее готовят если и не сами импровизации — как вам известно, бывают

— то, во всяком случае, тот особый музыкальный язык, на котором будут говорить со сцены. Ведь на обычном языке мы говорим при помощи готовых клише, такие же клише готовит и музыкант. И как в обычном языке у одного это звучит примитивно, а у человека талантливого превращается в искусство, так и в музыке.

Да, Станиславский считал, что и гений, и посредственность говорят штампами, только у посредственности их на порядок меньше, чем у гения. Но ведь для русского музыканта джаз — это неродной язык…

— Ну всё! Понял! Это я уже слышал! «Французы, руки прочь от Чайковского!», «Русские, не трогайте Дебюсси!»

— Вы же сами сказали, что джазовый музыкант должен создать свой особый язык. Но рамки-то для него уже заданы специфическими национальными традициями джаза.

— А какого хрена тогда Моцарт писал «Бастьена и Бастьену»?

— Может, расширял границы собственного творчества...

— Да два фига! Он хотел доказать, что не только итальянцы умеют писать оперу. Доказать всему миру! Правда, так и не доказал. Всё-таки менталитет нации складывается столетиями.

— Ну вот, вы же противоречите себе.

— Ну и что? У меня нет никакого менталитета. Для меня музыка едина, я не делю её на народную, джазовую или классическую. Это не потому, что я такой хороший. Может, я и не прав!

— У вас класс в Московской консерватории и ЦМШ, вы пишете учебник, даёте мастер-классы — как вы учите других своему искусству? Разве можно научить импровизации?

— Во всем есть две ипостаси — ремесла и искусства. Ипостась ремесла объяснима и понимаема. Ипостась искусства трудно объяснить и понять. Но! Её можно почувствовать! И чем выше ремесло, тем тоньше чувствуется всё, что относится к искусству. Ремесло — это ступенька к искусству. И я стараюсь учить ремеслу, пытаясь при этом дать почувствовать то, что называется искусством. Пока можно объяснять и рассказывать, это ремесло. А когда начинается искусство — уже не расскажешь.

— Кто-то сказал, что говорить о музыке — это то же самое, что танцевать об архитектуре.

— Уважаю! Кто сказал? Замечательная фраза! Очень уважаю! Не раз со мной бывало, когда я действительно танцевал об архитектуре.

— Вероятно, музыкант вашего уровня считает себя выше публики, он как бы дарит себя ей. Разве всегда слушатель может адекватно воспринять ту степень мастерства, ту эрудицию, которыми вы наполняете свои выступления?

— Выходя на сцену, я вовсе не строю из себя учителя жизни, этакого музыкального гуру. Не приведи Господи! Я выхожу играть, а говоря женским языком — отдаваться. Готов отдать все, что есть. А понимает ли публика абсолютно все — не важно. Не понимает — я все равно буду играть. Так поступит любой музыкант. А если музыкант делит публику на образованную и необразованную или, что еще хуже, на столичную и провинциальную, то это… как бы помягче сказать… хрен, а не музыкант.

— Вы сами разделили однажды публику на вампиров и доноров…

— Публика-вампир всё втягивает и ничего не даёт. Тяжелейшие концерты — после них, как после гриппа, все кости ломит. А бывает публика-донор: в тебя идет мощная волна добра, которую трудно принять. Я предпочитаю публику, которая на семьдесят процентов донор и на тридцать — вампир. Когда начинается обмен энергией между нами, а для меня это самое главное.

— Уж вы-то умеете приручить публику!

— Да не собираюсь я приручать публику! Лучшие концерты получаются, когда я просто играю. Мне уже 43 года, я устал что-то доказывать.

— Думаю, вам ещё не раз предстоит это и впредь!

— А хочется просто играть, класть кусочек красоты в чью-то душу. Когда такое получается, уходишь счастливым.

У меня порядка двухсот пятидесяти концертов в год — из них от шести до десяти концертов я помню всю жизнь. И ты никогда не знаешь, отчего это, в конечном счёте, зависит. Иногда ты выходишь в великолепном настроении, в форме, готовый к бою, ломать и закладывать в душу. И ни хрена, как стена, не пробивается и всё, хоть ты сдохни! А бывает наоборот: плохое самочувствие, расстроенный рояль, сидеть неудобно, и вдруг — попёрло! Никогда не предугадаешь, в какой момент Господь Бог захочет открыть твою душу.

— В общем, вы мистик.

— А я этого и не скрываю!

Мое дело как музыканта показать человеку фальшь мира.

Всей информации о мире мы никогда не получим, ею не обладаете даже вы, журналисты. Но почувствовать фальшь мы можем, и этому музыка учит лучше, чем что бы то ни было. Я не собираюсь утверждать, что все сильные мира сего — политики или олигархи — непременно лжецы. Но мы можем судить об этом, если разовьем в себе способность отличать фальшь от правды, видеть за внешней стороной внутреннюю.

Кстати

Премия для музыкантов имени Густава Малера, аналогичная Нобелевской премии в области науки, была учреждена в конце 80-х годов на деньги знатных европейских семейств «Европейским Союзом Искусств» («European Union of Arts»), который базируется в Брюсселе и Праге. Музыкантов — потенциальных лауреатов премии отслеживает специальная комиссия чуть ли не тайно. Члены комиссии ездят на концерты и слушают. Подать туда заявку с просьбой «рассмотреть кандидатуру» невозможно.

«Зимой 2000-го года сижу в Омске после концерта и пью рюмку водки с дирижёром Евгением Шестаковым. Вдруг звонит на мобильник жена и говорит: из посольства России в Праге пришло сообщение о том, что я выдвинут на соискание премии Густава Малера и что там меня ждут на концерт, — рассказывает Даниил Крамер. — Соискателей, кроме меня, было четверо. И вот концерт, я знаю, что комиссия в зале. Но то ли наградят, то ли не наградят — не известно. Мне сказали, что могут похлопать и уйти с концерта вместе с премией, так и не вручив её. Но после концерта они выходят на сцену и вручают мне эту премию. Я так растерялся, что никак не мог сказать ничего вразумительного в ответ. Ну, произнес два раза «бе», три раза «ме» и один раз «кукареку». А потом говорю: «Давайте я вам лучше ещё сыграю!» К 2000-му году таких же, как я, лауреатов было шесть человек. Сразу на сцену выскочили какие-то люди, я тут же подписал кучу чеков благотворительным фондам — я тогда плохо соображал, что делаю, и ловкие люди тут же провернули на мне отличные дела». Размер премии Даниил Крамер не назвал. Единственное, в чем он признался, что в результате «отличных дел» у него от премии почти ничего не осталось.

Опубликовано в нижегородской газете «Покровка, 7» в 2003 году.

Фото с личной страницы Даниила Крамера в соцсетях

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Ольга Юсова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.