Любовь бессмертна

Любовь бессмертна Культ. Публикации
Первой совместной работой с театром был «Ревизор» композитора Владимира Дашкевича, в которой я выступил в качестве музыкального руководителя, дирижера-постановщика.

Дмитрий Михайлович Юровский постоянно привносит в творческую жизнь Новосибирского государственного академического театра оперы и балета интересные сюрпризы, предлагая любителям академической музыки новые концертные программы. Еще обсуждается первый концерт цикла «Симфонические поэмы», а 19 апреля художественный руководитель театра представил на малой сцене новую программу «Праздник для слонов» в рамках цикла «Гротеск и юмор». О концерте был дан только краткий анонс на сайте театра, поэтому программа стала достаточно приятным сюрпризом.

 Спектакль-концерт «Праздник для слонов» представил произведения композитора Андрея Семенова. В первом отделении были исполнены шесть различных по жанру и характеру сочинений. «Любовь бессмертна!» – кантата, в которой Дарья Шувалова, Екатерина Марзоева и Светлана Токарева несколько минут с упоением пропевали два слова «Любовь бессмертна» так вкусно, что это сочинение мгновенно осело в памяти. Более драматично прозвучали «Молитва клоуна» и исполненное Владимиром Огневым танго «Ошибка» на стихи Саши Черного, чем-то напомнившее творчество Александра Вертинского. Конечно, не осталась незамеченной вязко-медлительная «Песня Черепахи», номер, блистательно спетый и сыгранный Михаилом Агафоновым. Вызвал улыбки публики по-весеннему воздушный «Вечер у королевы» в исполнении Галины Петкевич. А завершило первое отделение «Концертино для большого барабана  с оркестром», в котором соло на огромном барабане исполнил Святослав Карагедов.

Любовь бессмертна
Андрей Семенов и Дмитрий Юровский

Нестандартные номера были интересны и зрителям, и самим исполнителям, которые на протяжении всего почти трехчасового вечера то пели соло, то хором со своими коллегами по цеху. Они буквально купались в материале и делились праздничным настроением с нами. Второе отделение открыла Увертюра к детской опере «Необыкновенные приключения Буратино», написанная в духе традиций советской театральной и киномузыки – очень приятная, понятная и памятная для тех, кто знаком с работами Геннадия Гладкова, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова. Будем рады, если в репертуаре театра появится это название.

Далее прозвучали шесть номеров из цикла «Двадцать семь опер Андрея Семенова». Послушать, например, изложенного в четырех минутах «Евгения Онегина» доводилось не каждому. Это было очень забавно и абсолютно узнаваемо. Главная трудность, которая ожидала артистов при исполнении этих малюток, заключалась в том, чтобы, делая это смешным, не скатиться в пошлость. София Бачаева, Ольга Колобова, Светлана Токарева, Владимир Кучин и Гурий Гурьев с этим блестяще справились.

Думаю, что внимание слушателей старшего поколения особенно привлек «Человек с ружьем» по пьесе Николая Погодина. Фильм с этим названием знаменит сценой, когда Шадрин – «человек с ружьем» – ищет, где налить кипяток, и встречает Ленина, которого он, собственно говоря, не узнал. Хочется отметить прекрасную актерскую работу и полное попадание в образы Евгения Козырева (Ленин) и Андрея Триллера (Шадрин).

Любовь бессмертна
Евгений Козырев (Ленин) и Андрей Триллер (Шадрин).

Очень рад, что в НОВАТе состоялся спектакль-концерт «Праздник для слонов» – приятная неожиданность, в которую влюбляешься и понимаешь, что хочешь продолжения – полноценного вечера, состоящего из цикла «Двадцать семь опер Андрея Семенова». Скажем, с названием «Маленькие оперы Большого театра Сибири». Будем ждать, надеяться, а сейчас предлагаем вам интервью с композитором.

Андрей, вы не первый раз в Новосибирске. Расскажите о знакомстве с театром.

– Верно. Я всегда любил и ценил новосибирскую оперу, и когда бывал в городе, то приходил на спектакли. Первой совместной работой с театром был «Ревизор» композитора Владимира Дашкевича, в которой я выступил в качестве музыкального руководителя, дирижера-постановщика. Режиссером был Михаил Левитин, с которым мы всю жизнь сотрудничаем. Опера «Ревизор» была большим и значительным спектаклем для своего времени – совершенно ни на что не похожим, новаторским, вызывающим споры и сомнения как внутри театра, так и у аудитории, которая пришла на премьерные показы. Мне кажется, что спектакль получился очень интересным, он исполнялся на протяжении трех сезонов. По замыслу режиссера, дирижировал оперой Гоголь (мне накладывали портретный грим, на который уходило полтора часа). Мне посчастливилось работать с солистами театра, с оркестром, а потом дирижировать на протяжении всего времени, пока постановка была в репертуаре, были даже гастроли в Красноярске. Потом, к сожалению, по разным причинам спектакль ушел из репертуара, но связь и дружба с театром не терялась. А когда в театре стал работать Дмитрий Михайлович Юровский, с которым мы знакомы с незапамятных времен, у него родилась такая мысль, что нам было бы хорошо объединиться и что-то вместе придумать. У нас возникло довольно много разных идей, посмотрим, что из этого получится. «Праздник для слонов» в цикле «Гротеск и юмор» – первая проба пера. Дмитрий Михайлович попросил взять именно смешные, веселые сочинения.

Любовь бессмертна
Михаил Агафонов и солисты оперы

– Знаете, я вчера чувствовал ощущение легкости, словно побывал на хорошем музыкально-театральном капустнике, когда артисты совершенно раскованы…

– Все это действительно так, хотя мне кажется, что слово «капустник» в данном случае не очень подходит. Я ничего против капустников не имею – это прекрасно и нужно, просто считаю, что подобного рода мероприятие никаких задач не решают, кроме как повеселиться и повалять дурака. А что касается маленьких опер, то смешные они только на первый взгляд, в них есть свои повороты, смыслы, и, как в любом комическом искусстве, есть своя серьезная изнанка. И мы вроде бы смеемся, но в какой-то момент понимаем, что смеемся над самими собой. Вчера такие моменты возникали и я этому очень рад – одновременно весело и есть над чем задуматься.

Очень приятно, что концерт прошел на таком высоком уровне. Я еще раз убедился, что в НОВАТе уникальная труппа с потрясающими возможностями. И это не просто профессионалы и мастера своего дела – это люди, открытые к любому творческому замыслу, с желанием работать, очень внимательные ко всем пожеланиям дирижера, режиссера, автора. Мы с таким удовольствием репетировали! Я прилетал на несколько дней еще до концерта и работал с солистами. Получил огромное удовольствие от их открытости, самоотдачи, желания что-то вместе сделать и, конечно, от блестящей работы оркестра. А про Дмитрия Михайловича, который вообще плохо дирижировать не умеет, и говорить ничего. Я ему очень благодарен! Это колоссальный подвижнический труд. Целую программу из сочинений современного автора вообще не каждый дирижер возьмется сделать.… А тут в программе, в основном, все сочинения, которые никогда не звучали в Новосибирске – надо было их разобрать, осмыслить, отрепетировать – все это он сделал совершенно потрясающе. Так что я очень признателен и театру, и Дмитрию Михайловичу лично, всем солистам, оркестру, и публике, которая, по-моему, очень хорошо все восприняла.

Мы вообще очень рады тому, что Дмитрий Михайлович расширяет рамки в театре, в том числе и при помощи активного использования Малой сцены. Эта площадка открыла для многих оперу – зрителям нравится, что они взаимодействуют с артистами, все хорошо слышат, не чувствуют дистанции. Дмитрий Михайлович молодец, что не боится делать концертные программы, поднимая музыкантов «из ямы» на сцену.

– То, что есть разные форматы в театре – это прекрасно! Это, действительно, привлекает разную аудиторию. Кто-то, придя на подобный концерт, захочет посмотреть что-то из спектаклей на Большой сцене. Увидев вчерашнюю короткую версию «Онегина», может быть, заинтересуется настоящим, большим «Онегиным». В этом есть своя польза.

Любовь бессмертна
Артем Акимов и Николай Лоскуткин

– Было бы интересно, если у нас в репертуаре появится хотя бы один ваш спектакль целиком.

– Мы хотим это осуществить. Артисты очень здорово разыграли эти шесть опер, и у нас действительно есть замысел сделать из них не концерт, а спектакль, в котором они будут по какому-то принципу расположены. Вообще у нас много мыслей и насчет полнометражных проектов, и маленьких опер.

Вчера, когда я слушал «Необыкновенные приключения Буратино», то ловил себя на мысли, что в произведении ярко выражена советская школа театральной и киномузыки. Как вы относитесь к такой оценке?

– Советская эпоха – это эпоха Великого искусства. В тот период было сделано и создано столько всего! Об этом можно бесконечно и долго говорить. Конечно, она оказывала воздействие на нас и музыка выдающихся композиторов того времени, написанная для театра и кино, повлияла и на меня. Все мы смотрели фильмы с музыкой Александра Зацепина, Геннадия Гладкова, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Максима Дунаевского – прекрасных и замечательных авторов не сосчитать. Так или иначе, это отражалось в творчестве, другое дело, что на нас влияло разное: и музыка кино, и музыка академическая, и авангардная, и зарубежная. Все это объединилось в одно. Понимаете, все, что вы вчера слушали – это все-таки произведения определенного рода, и все они так или иначе театральные. Если бы мы сделали концерт сложной серьезной музыки, может быть, вы бы услышали какие-то другие пересечения. Любой композитор все-таки складывается из разного, на его стиль влияет все, что в течение жизни он слышал и воспринимал.

Помните, в советское время было важным вводить процентовку на использование музыки, скажем, в театральных постановках на радио обязательно звучали сочинения советских композиторов. У многих это вызывало неприятие. Как вы относитесь к процентному регулированию?

– Я считаю это обязательным. С определенного ракурса все это кажется идеологией, несвободой… Это нормально – если ребенка заставляют есть кашу, то он говорит: «Не хочу есть кашу! Хочу конфеты». Он обижается и считает, что ему не дают свободу. Потом, когда он оказывается там, где нет каши, он вдруг понимает, что зря в свое время себя так вел. Также здесь, понимаете? То, что в советское время существовало требование звучания отечественной музыки того периода в филармониях, театрах, на телевидении, радио, и даже ее регулирование цифрами, процентным соотношением – очень хорошо. Это дало возможность многим композитором и исполнителям реализовать свои замыслы, а многим слушателям – познакомиться с прекрасной музыкой. Понятно, что попадал какой-то мусор – сочинения идеологически правильные, но бездарные… Но были и выдающиеся произведения, шедевры! Сейчас вместо этих требований «свыше» существует лишь бизнес. Если выбирать между тем, чтобы никому ничего не навязывать, давать полную свободу или все-таки в рекомендательном порядке что-то предлагать, требовать, то я, конечно, за второй вариант. А где-то этот порядок должен быть не рекомендательный, а обязательный, ведь никто не говорит, что музыка должна быть только отечественной, но какой-то процент действительно должен быть обязательным. В советский период это помогало развитию нашей культуры, а не мешало.

Любовь бессмертна
финал вечера

Андрей Валерьевич Семёнов — российский композитор, дирижер и актер, член Союза Композиторов России, член Союза Театральных деятелей России, член Гильдии композиторов. Заслуженный артист России. Лауреат премии правительства Москвы, «Золотая маска», «Золотой Арлекин» и тд. С 1993 года работает заведующим музыкальной частью Московского театра «Эрмитаж». Среди сочинений композитора — десять опер и цикл «27 опер Андрея Семёнова» (маленькие оперы), более 30 мюзиклов и оперетт, две симфонии, оркестровые пьесы, концерты для различных инструментов с оркестром, камерная музыка, сонаты, три струнных квартета, концерт для хора, кантаты, вокальные циклы песни и музыка к 30 драматическим спектаклям. Музыка Андрея Семёнова постоянно исполняется в концертах и записана на компакт-диски. Автор книг — «Геннадий Гладков. Книга о весёлом композиторе» и «Практические рекомендации по работе в фольклорной экспедиции».

Фото Евгения Иванова

Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.