По-настоящему открытый

По-настоящему открытый Культ.Интервью

10 декабря в столице Сибири завершился Открытый Всероссийский конкурс пианистов имени выдающегося педагога Мери Симховны Лебензон. О его результатах, опыте проведения, выводах и надеждах побеседовали с Вячеславом Игоревичем Анохиным, директором Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова.

По-настоящему открытый
Слева-направо: В.И.Анохин, Е.В.Мечетина, Д.Н.Хайбуллина, Г.В.Милогулов

 — Первый – всегда непросто. Улеглись первые эмоции, поутихли страсти, разъехались участники. Что показалось самым сложным, учитывая опыт немалого количества проводимых колледжем конкурсов?

 — Каждый конкурс обладает своей спецификой, рисует собственную яркую картину. Первый фортепианный – не исключение. Напротив, какие-то особенности проявились даже ярче. Например, атмосфера конкурса – она была просто невероятной: с одной стороны, определялась духом соперничества – 90 участников, включая заочный этап, это очень много для конкурса, который только начал свою историю. С другой – ее сформировала профессиональная среда, где оценивались представители различных фортепианных школ. Кто-то показал себя лучше, кто-то не смог справиться с волнением, на кого-то повлияла смена часовых поясов – все мы живые люди, возможно всякое. А споры по поводу победителей не утихают и по сей день, и это очень хорошо. На то и конкурс, на то и борьба мнений. В музыке объективным быть очень сложно, это искусство, оно или отзывается в тебе, или нет.

— Как вы можете охарактеризовать нашу новосибирскую команду участников?

По-настоящему открытый
В.М.Калужский и А.Т.Марченко

 — Из общего состава конкурсантов Новосибирская область составила 18% — конечно, это сухие цифры, но говорят они о многом. Среди наших ребят — учащиеся детских музыкальных школ, школ искусств, Средней специальной музыкальной школы, студенты Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф.Мурова, Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки, отдельные творческие единицы — сложившиеся опытные музыканты. И все вместе они показали достойный уровень новосибирской фортепианной школы. Мы благодарим преподавателей ДМШ, ДШИ, ССМШ, НГК им. Глинки, НМК им. Мурова, которые подготовили к выступлению своих учеников, а также тех преподавателей, которые сами приняли участие в конкурсе.

И конечно, вся Новосибирская область гордится нашими результатами:

  • Лев Терсков, лауреат I степени и специальный приз,
  • лауреаты Антонина Братель, Павел Третьяков, Александр Усик, Мария Мамаева, Егор Цапенко, Тамара Свистина, Олеся Куликова,
  • дипломанты Марк Парфенов, Егор Шиповаленко, Полина Махрова, Андрей Егоров.

 — Будет ли меняться состав жюри от конкурса к конкурсу?

По-настоящему открытый
Екатерина Мечетина

 — Нашей большой удачей мы считаем согласие на председательство в жюри Екатерины Мечетиной, доцента кафедры специального фортепиано Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, солистки Московской государственной филармонии, заслуженной артистки РФ. Также, мы достигли предварительной договоренности с Екатериной Васильевной на председательство в следующем конкурсе. У конкурса должно быть свое лицо и важную роль в этом играет имя его председателя.

Мы признательны за честную искреннюю работу членам жюри первого конкурса: Калужскому В.М., художественному руководителю Новосибирской государственной филармонии, заслуженному деятелю искусств РФ, Малову О.Ю., профессору кафедры специального фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, заслуженному деятелю искусств РФ, Третьякову Е.Г., солисту Государственной филармонии Алтайского края, заслуженному артисту РФ, одному из первых выпускников М.С.Лебензон, Хайбуллиной Д.Н., преподавателю кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки и Черничке Т.Г., лауреату международных конкурсов,  представляющим фортепианную школу М.С.Лебензон.

По-настоящему открытый
Слева-направо: Г.В.Милогулов, Д.Н.Хайбуллина, Е.В.Мечетина, Е.Г.Третьяков, И.В.Мануйлова, В.И.Анохин, О.В.Гайгерова

Общение с членами жюри и Екатериной Васильевной Мечетиной как ее председателем помогло сформировать некоторые наши задачи на будущие конкурсы – и это очень ценно. Так, мы всерьез задумываемся о проведении финального тура конкурса с участием симфонического оркестра, что увеличит количество репетиций участников и дней прибывания их в Новосибирске, но сделает тур полноценным по звучанию. В этом случае изменятся и программы конкурсантов, и само качество их выступлений.

Существенное значение в конкурсе имеет инструментарий – это на поверхности, и у нас в наличии прекрасный Steinway, но при столь плотном графике его работы и необходимыми настройками несколько раз в день, возникает дефицит еще одного качественного инструмента.

 — В 2021 году учреждена премия имени М.С.Лебензон, в 2022 году ее именем назван конкурс – внимание сибиряков к своей культуре, истории, образованию растет?

 — Значимость фигуры Мери Симховны переоценить невозможно: ее мастерство как исполнителя, ее школа, ее ученики – все это вызывает и необыкновенное уважение и трепетное отношение к памяти. И для нас крайне важным является факт личного согласия Мери Симховны с идеей конкурса и разрешением на использование ее имени. Это общение состоялось еще в 2019 году, когда мы были в начале славного пути. А сегодня конкурс уже входит в Национальный проект «Культура».

По-настоящему открытый
Заместитель Губернатора НСО И.В.Мануйлова

Мы благодарим Правительство Новосибирской области, Министерство культуры Новосибирской области, Новосибирскую специальную музыкальную школу, Фонд «Юные дарования Сибири» за поддержку конкурса, оргкомитет – за слаженную работу.

В освещении событий конкурса нам помог интернет-портал о культуре CultVitamin.ru. Приятным сюрпризом стало то, что издатели портала учредили специальную премию для победителей в каждой возрастной категории — развёрнутое интервью, которое будет опубликовано на страницах CultVitamin.ru.  

 — В чем изюминка конкурса, ведь хочется верить, что он – не один из многих?

 — Открытость нашего конкурса – не только в его названии (участвовать может каждый), но и в его принципиальной позиции принятия всего нового: идей, критики, всего, что поможет конкурсу стать совершеннее. Ведь мы понимаем всю сложность задачи и готовы к изменениям. На целую неделю мы стали фортепианной столицей России! Это чего-то стоит, и ко многому обязывает.

И еще очень важный момент – студенты колледжа на время проведения конкурса оказываются внутри важнейшего процесса: слушают сотни произведений вживую, общаются с музыкантами других регионов, могут сами пробовать свои силы. Конкурс дает уверенность ребятам, показывая, что нам все по плечу. Этот опыт останется с ними на всю жизнь.

К слову, во время проведения мастер-класса Е.В.Мечетина дала студенту нашего колледжа напутствие на участие во Втором конкурсе пианистов. Будем надеяться…

Беседовала Ирина Лазутина

Фото Евгения Иванова

Поделиться в соц.сетях
Редакция портала
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.