Александр Хатников: «Вечная классика, которая говорит о вечном»

Александр Хатников: «Вечная классика, которая говорит о вечном» Театр
МХАТа имени М. Горького в рамках летнего гастрольного тура покажет на сцене НОВАТа спектакль «Мастер и Маргарита» – постановку режиссера Валерия Беляковича по культовому роману Михаила Булгакова. 8, 9, 10 июня и в вечернем показе 11 июня на сцену в роли мастера выйдет Александр Хатников. Артиста мхатовской труппы многое связывает с Новосибирском – здесь в 2002 году он окончил театральный институт, здесь работал в Молодежном театре «Глобус».

Мы поговорили с Александром Хатниковым о роли мастера, которую ему предстоит сыграть в спектакле МХАТа на сибирской сцене.

Вы играете мастера, не страшно ли вам играть эту роль? Ведь говорят, что со многими артистами, которые играли на сцене или в кино персонажей «Мастера и Маргариты» происходят какие-то загадочные вещи.

– Нет, не страшно, поскольку я – человек верующий. Тем более что у нас очень бережное отношение к автору, тексту, произведению. Поэтому, я надеюсь, что все будет хорошо.

Вы не работали с Беляковичем?

– Работал. Я выпустил с ним «Гамлета». Но в «Мастере и Маргарите» – нет. Этот спектакль был до того, как я пришел в труппу, поэтому в нем я с Беляковичем не работал.

Александр Хатников: «Вечная классика, которая говорит о вечном»

Какая линия романа Булгакова вам ближе?

– Это же роман в романе. Если говорить о романе, то это одно, а если говорить о спектакле, то, безусловно, мастер – он ведь является и автором, поэтому все в себе объединяет. Тема мастера мне близка, потому что я его играю. Но сколько я работаю в этом спектакле, столько всегда смотрю – как их у нас называют – «исторические сцены». Те сцены, где рассказывается история Иешуа. Это все единое. Я даже не знаю, что ближе. Все близко.

Вам нравится спектакль?

– Спектакль нравится. Это как раз первый спектакль, который я посмотрел, когда в театр пришел. Меня пригласили, я пошел посмотреть спектакль наугад. Попал на «Мастера и Маргариту». И у меня, конечно, тоже есть разные вопросы. Потому что у каждого свой мастер, свой Воланд.

Белякович просто взял и прочитал его.

– Да, это его прочтение. Такой гениальный режиссер, мне кажется, имеет право на то, чтобы это сделать.

Как вы считаете, какой персонаж в романе главный?

– На мой взгляд, главных персонажа четыре: Иешуа, Воланд, мастер и Маргарита. И кого-то из них выделить сложно.

А Понтий Пилат? Он же сам – жертва своего предательства.

– Вот здесь трудно сказать, жертва предательства или трусости. В романе говорится: «Трусость – один из самых страшных человеческих пороков». – «Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость – самый страшный человеческий порок». И у мастера ведь эта тема трусости тоже есть, потому что он отказался от своего имени, сжег свой роман. Как и Булгаков, который сжег первый вариант «Мастера и Маргариты» в тридцатом году. Начал в двадцать восьмом, если я не ошибаюсь, и сжег в тридцатом. Пилат, конечно, тоже главный персонаж. А вообще, я не знаю, кто главный. Это сложный вопрос.

Скажите, а Воланд – отрицательный персонаж?

– Конечно, Воланд – отрицательный персонаж, хотя, бесспорно, обаятельный.

В чем он не прав?

– А в чем не прав палач, который голову отрубает?

Я пытаюсь понять Михаила Афанасьевича. Он с симпатией писал этого персонажа или нет? Ведь он у него выведен очень симпатично.

– Здесь уже вопросы о том, что такое доброта, что такое высшая справедливость. Об этом можно бесконечно говорить.

В романе отсутствуют ответы на очень многие вопросы. И такое впечатление, что Булгаков писал произведение в каком-то едином потоке.

Ну он же и не надеялся его опубликовать при жизни. Он писал это, писал… Это же и неоконченный роман.

– Откуда такая любовь к музыке у Михаила Афанасьевича? Ведь он нигде не оставил свидетельств, что хорошо знает музыку. А в романе три музыкальные фамилии. (Берлиоз, Стравинский, Римский и Фагот, примечание автора)

Это интересно, я об этом никогда не думал. Есть о чем задуматься.

Александр Хатников: «Вечная классика, которая говорит о вечном»

– То есть он знал этих авторов? Он их слушал?

Я думаю, да. Не знаю…

Могли бы вы зрителям что-то порекомендовать? На что обратить внимание в спектакле?

Это вечная классика, которая говорит о вечном. Это всегда интересно. Тем более в исполнении очень хороших актеров. Это спектакль, который не дает скучать, дает повод задуматься, поразмыслить о главном.

Гастрольный тур пройдет в рамках программы «Большие гастроли», организованной ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ.

В подготовке материала принимала участие Марина Иванова

Хотите знать о новых публикациях на сайте?

Предлагаем оформить подписку! Обещаем никогда не спамить. Взгляните на нашу политику конфиденциальности.


Поделиться в соц.сетях
Александр Савин
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.