Как создается чудо

Как создается чудо Культ.Интервью
Ключевое слово, которое было с нами на протяжении всего рабочего процесса – это слово «чудо».

Самая ожидаемая премьера НОВАта – балет Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» – состоится на Большой сцене театра 13 и 14 мая. Постановщики объединили в визуальном решении нового спектакля краски и мотивы русского декоративно-прикладного искусства с видеоартом и цифровыми спецэффектами, чтобы воплотить на сцене НОВАТа  все фантазии поэтической сказки Петра Ершова.

О том, как создавались чудеса и превращения в новой балетной сказке рассказывает Сергей Николаев, режиссёр и видеохудожник студии Шоу Консалтинг, в сотрудничестве с которой создавалась постановка.  На основе сценографии художника-постановщика спектакля Вячеслава Окунева,  Сергей Николаев и другие специалисты студии под руководством художника по свету и режиссёра мультимедиа Глеба Фильштинского, разрабатывали невероятные цифровые  декорации к балету.

Как создается чудо
Сергей Николаев

 – Ключевое слово, которое было с нами на протяжении всего рабочего процесса – это слово «чудо». Нам хотелось, чтобы дети, да и самые искушенные взрослые смотрели этот спектакль,  открыв рот от изумления, и не отвлекаясь ни на минуту, следили, как одно чудо догоняет другое. Хотелось создать ощущение изобилия во всем: в цвете, в фактуре, в трансформации пространства, в фантастических персонажах, которые появляются на сцене. Безусловно, это Вячеслав Окунев задал такие правила в сценографии спектакля. Придуманный им мир ожившего Палеха не может не будить воображение – это касается и зрителей, и медиахудожников, которые рисуют контент.  В итоге, на мой взгляд, получилось именно то, что задумывалось – очень  яркая, выпуклая, можно сказать,  «вкусная» история. 

– С другой стороны, мы старались быть достаточно осторожными, поскольку имели дело с легендарной хореографией Радунского и прекрасной музыкой Щедрина. Мы понимали, что в данном случае с мультимедийными технологиями нужно быть предельно аккуратными, следуя заповеди «Не навреди». Мне кажется, что в этом спектакле мы нашли нужный баланс и медиаконтент присутствует именно в тех местах, где он нужен. Где-то контент – это фон, который концентрирует внимание на хореографии, где-то он  выступает на первый план – там, где герои перелетают в иное место действия под звездным небом, попадают в сказочный вихрь на ночном поле, опускаются на дно моря-океана.

Как создается чудо
Анна Гермизеева и Никита Ксенофонтов

– Постановка на сцене НОВАТа – это не просто перенос спектакля с одной сцены на другую. Это, скорее, новая редакция визуального решения. С учетом глубины зеркала сцены НОВАТа мы переделали часть контента, а часть создали заново. К примеру, мы решили, что окна царской светлицы (а в случае НОВАТа они очень большие) требуют, чтобы за ними разместили сказочный городской пейзаж. Мы сделали этот пейзаж, и, на мой взгляд, он очень органично вписался в оформление спектакля – по ходу действия пейзаж  становится утренним, ночным, сменяется таинственным маревом, когда на сцене творится какое-то волшебство. В спектакль мы добавили несколько новых сказочных полетов Ивана с Коньком, а главным нововведением стали титры – цитаты из сказки Ершова. В фильме-спектакле, который послужил нам, так сказать, референсом, есть такой типовой для того времени прием – между эпизодами появляется голос рассказчика, который читает текст Ершова. Этот текст и балетный спектакль вместе создают очень цельную, законченную историю. И мы подумали, что такой прием можно использовать и в нашей постановке. Понятно, что никакого рассказчика в балете быть не может, но у нас есть насыщенный визуальный ряд, и почему бы не использовать в нем титры. Титры появляются между эпизодами, как главы книги, предваряют или подытоживают действие. Подобрать титры так, чтобы они были уместны, точно попадали в действие на сцене – это была отдельная и весьма серьезная работа. Нам пришлось подключить филологов – литературных историков, которые предоставили нам много материалов «Конька-Горбунка» – набросков,  черновиков, из которых мы многое почерпнули. 

Как создается чудо
Сцена из спектакля

— Я очень надеюсь, что сказка случится и для всех новосибирских  любителей балета весной, в мае на сцене НОВАТа произойдет настоящее театральное чудо.

Премьера. Балет Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» – 13 мая в 19:00, 14 мая в 13:00 и 18:00.

Фото Алексея Цилера

Поделиться в соц.сетях
Марина Иванова
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.