Иммерсивное шоу Морфеус: театр, который существует только в вашем воображении

Иммерсивное шоу Морфеус: театр, который существует только в вашем воображении Культ.Интервью

Театр с закрытыми глазами? Конечно, да!

Иммерсивное шоу «Морфеус» основано на том, что зрителям завязывают глаза, а затем погружают в воображаемый мир с помощью  активных органов чувств: зрители слышат звуки, чувствуют запахи и вкусы, осязают вещи и предметы.

Шоу длится 90 минут – именно это время требуется человеку, чтобы нейроны головного мозга начали перестраиваться и четче слышать звуки, ярче чувствовать вкусы, острее ощущать запахи и более чутко воспринимать прикосновения. 

Сегодня мы поговорили с художественным руководителем театра Морфеус Дмитрием Копыловым о том, как родился этот уникальный иммерсивный театр, об алгоритмах в нем и самое главное – о том, чего ожидать зрителям, когда они сидят с закрытыми глазами.

–      С чего вообще начался Морфеус?

–       Театр Морфеус начался с того, что когда-то давно, в детском лагере, вожатым чем-то нужно было заниматься с подростками, одним из которых был я. В частности, они делали много разных ролевых игр и устраивали театральные постановки. В какой-то момент это соединилось: они придумали формат игры с закрытыми глазами, то есть словесной ролевой игры, в которой каждый играющий персонаж тоже отыгрывает свое предназначение, преследует свои задачи. Он по-настоящему находится внутри всего происходящего и влияет на это. Этот инструмент дал возможность путешествовать в тех мирах и тех ситуациях, которые никогда невозможно было бы реконструировать при помощи декораций, света… Позже из этого проекта для подростков в лагере и родился Морфеус.

–    Если шоу Морфеус было основано на скриптах словесной ролевой игры, то действие  во время спектакля, во время шоу, зависит от решения участников? Насколько высок уровень импровизации?

–       Есть сюжетные повороты и ходы, которые происходят в любом случае. К триггерам и персонажам, которые запускают историю, можно прийти совершенно разными способами, или вообще не прийти. Задача нашего ведущего, мастера шоу, сделать так, чтобы зрители прошли по всему пути, так, чтобы у этого сюжета была завязка, кульминация и развязка, чтобы было какое-то большое эмоциональное переживание, при этом мастер никогда не «тащит» за собой, он идет вслед за гостями. Есть разные сюжеты, с разной степенью интерактивности: свободные и чуть более скриптованные. В скриптованных больше сценарных моментов. Есть, например, полностью импровизационный спектакль «Вдох»: в нем несколько отправных моментов, несколько точек, которые можно пройти, а можно не пройти, и несколько финалов. В зависимости от того, какая получилась команда, такой получится мир — это история про создание вселенной.

– Мастер шоу, в таком случае, должен быть профессионалом и разбираться во всех тонкостях.

– Да, это так. Когда мы набираем и обучаем новых актеров, мы им объясняем, что нужно идти от зрителя. Не от сценария, когда тебе нужно что-то рассказать, передать, какую-то эмоцию вложить, а всегда от гостей – это очень важно! 

–       То есть получается, с одной стороны, это и импровизация, с другой — немного математический алгоритм?

–        Тут есть немного комбинаторики, как в шахматах: условный дебют, из которого потом выходит какой-то определенный эндшпиль, чем все заканчивается в самом конце. Иногда спектакль может повернуться самым неожиданным образом, но с опытом таких ситуаций становится все меньше и меньше, ты знаешь, как их обрабатывать. 

–        Как здорово. А кем разрабатывается сценарии и скрипты, и как это происходит?

Иммерсивное шоу Морфеус: театр, который существует только в вашем воображении

–        Все всегда по-разному работают. У нас сейчас есть шесть сценариев, и каждый раз они разрабатывались по совершенно разным схемам. «Ответ Гиппократа» родился случайно, когда одному из наших основателей было очень скучно в больнице – он лежал в Первой Градской. Второй сценарий, который называется «22’07», был специально разработан, как альтернатива… не как альтернатива, как анти-«Ответ Гиппократа». Если в первом случае действие происходит в коридорах, то тут – на открытом пространстве. Шоу пережило пять версий, и сейчас мы решили, что этот спектакль будет супер-драматический, в нем планируется, в первую очередь, уклон в героев, в персонажей, в актерскую игру. 

–        Получается, вы сами придумываете сюжеты. А с психологами консультируетесь?

–        Мы общаемся с психологами. Например, спектакль «Вдох» мы разрабатывали с несколькими специалистами. Обсуждали, как работает психика, и так далее. Он изначально задумывался как спектакль про жанры и архетипы, но это оказалось слишком сложно. Этот пласт остался, но он перекочевал немного глубже. Такое шоу – отличный вариант, чтобы пробудить внутреннего ребенка: в нем поставлен акцент на свободное воображение, которое ничего не боится и готово создать любую картинку.

–        Случается такое, что во время спектакля зрители слишком бурно начинают выражать свои эмоции, свои переживания по поводу происходящего?

–     Слишком бурно, наверное, нет.

–      От эмоций вскакивают, вскрикивают? Все же, закрытые глаза – это нетипично и для театра, и для квеста.

–       Регулярно. Однажды  девушка запрыгнула на колени к своей подруге и сидела там до конца спектакля. Конечно, вскрикивают, в какой-то момент могут начать материться, и это нормально, мы не запрещаем этого делать, пожалуйста, выражайтесь как хотите, главное, чтобы всем было хорошо от этого. Кто-то плакать начинает, кто-то не выдерживает и выходит. Такое тоже нормально.

–        Что вы делаете, если просят выйти, не выдерживают такой эмоциональной перегрузки?

–       В этом случае человека выводят в приемную зону и там с ним некоторое время сидят, общаются, пока он не придет в нормальное эмоциональное состояние. Чай, кофе, водичка… И дальше, если человек хочет остаться, то остается и слушает, как его сотоварищи двигаются дальше по сюжету. Или идет куда-нибудь кофе пить, а потом встречается с ними. Вернуться в спектакль, к сожалению, не получается, потому что в сюжете невозможно выпасть на секунду (как и в жизни).

 –      А бывает, наоборот, что вы видите, что человеку как-то скучно, что он не погружается? Пытаетесь вовлечь или…?

–       Конечно. У нас есть механизм, как человека возвращать в сюжет. Не все сразу погружаются. Чаще всего такое случается, когда зрители совершенно не понимают, на что пришли. Они думают, что сейчас их будут развлекать, а в итоге встречаются с самим собой. Не все к этому готовы. Но большинство быстро понимают суть и подключаются.

 – Почему стоит посетить Морфеус?

–       В первую очередь, потому что этот опыт вы не испытаете нигде, кроме Морфеуса: так внутрь себя взглянуть в другом месте не получится. Мы делаем шоу очень профессионально.

Беседовала Светлана Антонова

Сегодня «Морфеус» – это успешное иммерсивное шоу с филиалами в Красноярске, Сочи, Пензе, Абакане,Тюмени, а также за рубежом – в Лондоне, Любляне, на Кипре, в Китае.

В московском «Морфеусе» играют 110 спектаклей в месяц.

Фото предоставлено театром


Поделиться в соц.сетях
Редакция портала
СultVitamin
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.